Характер основного
конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума" Александр Сергеевич
Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее
образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат.
Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив
потомкам два замечательных вальса и комедию "Горе от ума". "Горе
от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую
картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан
процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим
классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя
общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и
антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское общество
традиционно. Жизненные устои его таковы, что "учиться надо, на старших глядя",
уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой
выше, а главное - быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в
монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: ...Вот пример:
Покойник был почтенный
камергер,
С ключом и сыну ключ
умел доставить;
Богат, и на богатой
был женат;
Переженил детей,
внучат;
Скончался, все о нем
прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир
ему! -
Что за тузы в Москве
живут и умирают!..
Образ Чацкого,
напротив, это что-то нс.вое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это
реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно
было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая
политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения,
бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает
беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого
- это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь
Фамусов -воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому,
он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы
я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное,
поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает
завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и
Чацкий, бросили друг другу перчатку. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы,
на старших глядя! -
раздался военный клич
Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого "А
судьи кто?". В этом
монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья
подлейшие черты".
Каждое новое лицо,
появляющееся в процессе развития сюжета,
становится в оппозицию к
Чацкому. Злословят в его адрес анонимные
персонажи: г-н Н, г-н Д,
1-я княжна, 2-я княжна и т.д.
Сплетни растут, как
"снежный ком". В столкновении с этим миром
показана социальная интрига
пьесы.
Но в комедии есть и еще
один конфликт, еще одна интрига -
любовная. И.А. Гончаров
писал: "Всякий шаг Чацкого, почти всякое его
слово в пьесе тесно
связано с игрой чувства его к Софье". Именно непонятное Чацкому поведение
Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому "мильону
терзаний", под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему
Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли
Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова
раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого,
оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н
упоминает о сумасшествии Чацкого: "Он не в своем уме". И слух о
сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей,
приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная,
подтверждает этот слух жарким монологом "Французик из Бордо", который
он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка
обоих конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.
Тайна раскрыта, сердце
пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру судьбы постичь? Людей с душой
гонительница, бич! - Молчалины блаженствуют на свете! -
говорит разбитый горем
Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей:
Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем, как
навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: Из огня тот
выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в
нем рассудок уцелеет... Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный?
Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон
терзаний": "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою
очередь смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи,
запрятавшийся в пословицу-"Один в поле не воин". Нет воин, если он
Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда
жертва"