Просвещение, наука,
педагогика в понимании персонажей
комедии «Горе от ума».
Н.Шмелева.
После войны 1812 года российское общество
переживало небывалый патриотический подъем, породивший большие ожидания со стороны
прогрессивных дворян и, в конечном итоге, приведший к расколу российского
дворянства на два лагеря: консерваторов и реформатов. Консерваторы не желали
перемен и были вполне удовлетворены старыми порядками. Прогрессивные дворяне
осознавали необходимость либеральных реформ. Грибоедова, конечно, волновало
противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно
настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, он
написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского общества
первой четверти XIX
века. Одной из таких проблем является проблема, связанная с вопросами
просвещения, науки, педагогики.
Консервативное дворянство,
представленное в комедии фамусовским обществом, негативно относится к любому образованию, и домашнему, и в
учебных заведениях.
По поводу воспитания дочери Фамусов
говорит, что не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он не
видит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и гувернеров и возмущается, что
многие дворяне берут «побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему
учить, всему – и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!» Несмотря на это он
все же сумел « принанять в мадам Розье вторую мать». Однако очевидно Фамусов
очень мало ей платил, экономя на воспитании дочери, так как «за лишних в год
пятьсот рублей» гувернантка ушла к
другим. Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему «больно спится». Он
очень негативно относится к просвещению, считая ученье – «чумой», а ученость –
причиной сумасшествия. Он не одинок, Хлестова говорит, что «и впрямь с ума
сойдешь от этих от одних от пансионов, школ, лицеев…». Фамусов предлагает
«собрать все книги бы да сжечь». Загорецкий настроен менее радикально, он
предлагает избавиться от басен, так как в них «насмешки вечные над львами, над
орлами!» Консервативное дворянство не устраивают существующие педагогические
методы. Фамусовское окружение
демонстрирует желание ввести систему муштры в школах. Эту идею высказывает
Скалозуб, говоря о том, что якобы « будут учить по-нашему: раз, два; а книги
сохранят так, для больших оказий».
Ученье представляется «веку минувшему» не только не нужным, но и
опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в
педагогическом институте профессоры «упражняются в расколах и безверьи».
Фамусовское общество очень негативно
относится к наукам. Чацкий замечает, что стоит какому-нибудь «врагу исканий» заняться наукой, «они тотчас
– разбой! пожар!». Тугоуховская с возмущением рассказывает про своего
племянника, который химию и ботанику предпочел деланию карьеры.
Представители фамусовское общество очень
невежественно, интеллектуально ограничено. Например, княжны Тугоуховские
разговаривают только о моде. Графиня бабушка путает слова «фармазон» и «франкмасон».
Чацкий, в отличие от представителей
«века минувшего» является образованным человеком. Фамусов говорит о нем, что он
«славно пишет, переводит» и «говорит как пишет». Он с иронией говорит о « том
чахоточном», который служил в «ученом комитете» и «с криком требовал присяг,
чтоб грамоте никто не знал и не учился». Говоря о домашнем обучении, он
возмущается тем, что многие дворяне « хлопочут набирать учителей полки числом
поболее, ценою подешевле». Он с иронией говорит о своем менторе, все «признаки
учености» которого сводились к «колпаку, халату, персту указательному». В
комедии «Горе от ума» показаны и единомышленники Чацкого, например, двоюродный
брат Скалозуба удивил свою родню тем, что «чин следовал ему, он службу вдруг
оставил, в деревне книги стал читать».
Итак, в комедии показаны две диаметрально
противоположенные позиции по вопросам, связанным с просвещением, наукой и
педагогикой. Представители фамусовского общества являются мракобесами, в то
время как Чацкий и его сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют
высокую степень образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов
отразил реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти XIX века.