Елецкий государственный педагогический институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
Образы “Горя от ума”
Выполнил:
студент
гр. Л-53
Скиперских
А.В.
Научный
руководитель:
Харлампиди
О.Д.
Елец, 1998
УСПЕХ «Горя от ума», появившегося
накануне восстания
декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству
конца нет», - так охарактеризовал
сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой
окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.
По
словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила
Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые,
подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную
всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую
актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное
произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей
главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала
национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными
средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой
реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым
конфликт был жизненно правдив,
исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия
крепостничества, живя интересами этих
людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно
наблюдать самое важное, характерное и волнующее
явление общественного быта своего времени -
борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.
После Отечественной войны, в годы
формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов,
борьба нового - нарождающегося и
развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим
движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения
между молодыми глашатаями "свободной жизни» и
воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов
в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной
ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в
основу «Горя от ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и
этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим,
его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем
он немножко повыше прочих».
И
далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более
обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого
с фамусовским обществом, как это
общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса,
- Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном,
карбонарием, человеком, покушающимся на «законный»
государственный и общественный
строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную
сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это
порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка
перебирает странности прежних знакомых,
что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки
не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад,
кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой,
он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто
не поверил и все повторяют, голос общего
недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в
Москву, ему совершенно объясняется, он
ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей
комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но
какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов
как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского
общества своей эпохи - с раздиравшими
это общество противоречиями, кипением страстей,
враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов
вместил громадную
общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему
рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда
- необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той
или иной форме
и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали
и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное,
самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа,
придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших
судьбах России, русской государственности и русской
культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом
и гражданском долге, о новом понимании
личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах,
путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся
гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на
зло и неправду, что комедия не могла не произвести
самого глубокого и разительного впечатления как в
передовых кругах русского общества,
так и в лагере реакционеров.
Комедия
с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников.
Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с
них маску внешнего благолепия и благоприличия
и представить их на
суд людской разоблаченными от
всех и всяческих
украшающих покровов. Грибоедов с
блеском выполнил эту дачу. Он
запечатлел в «Горе
от ума» целую галерею человеческих портретов,
которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием,
чванством и лакействам, мракобесием и нравственным
растлением.
Здесь,
в этом обществе, действовали «знатные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжи и доносчики, объединенные, как круговой
порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению
независимой мысли и свободного
чувства. В этом мире без тени
смущения меняли крепостных рабов на
борзых собак, явным
грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в
мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных
вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира
жили по заветам и преданьям «минувшего века» - «века
покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был
для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных» благодаря
своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском
дворце.
Типичнейший
представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.
В
образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца,
тупого, самовлюбленного и невежественного «героя» плацпарадных учений, шагистики и палочной
муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами,
орденами и богатой невестой, воплощает в
себе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом
в русской армии и вызывала ненависть всего передового
офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб
сам говорит о себе: «Я - школы
Фридриха...»).
Резкими,
типическими чертами очерчены и все остальные
персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная
барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини
Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий -
светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической
полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества, шут,
сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы
не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных
болтунов, Платон Михайловича
Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный,
внутренне примирившийся с Фамусовским миром.
Как
свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал
исключительно выразительный обобщенный
образ подлеца и циника, «низкопоклонника
и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до
"степеней известных». Вся лакейская «философия
жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое
суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании:
Во-первых
угождать всем людям без изъятья -
Хозяину,
где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге
его, который чистит платья,
Швейцару,
дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова
была.
Галерея
типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии
непосредственно не действует, но только упоминается в
беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе
такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и
крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная
старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик
из Бордо», и клубные друзья Репетилова,
и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается
комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее,
имеют весьма важное значение для раскрытия содержания
«Горя от ума», - и
это составляют одну из новаторских черт комедии.
Социальная
критика Грибоедова, развернутая в
"Горе от ума», по самой широте своей
и конкретности была явлением исключительным в литературе начала
XIХ столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в
традициях классицизма, следовали
условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и
осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или
отвлеченную моральную категорию (к примеру,
только лихоимство, только невежество, только скупость, только
ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и
разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг
совершенно конкретных явлений
общественного быта крепостнической России.
Злободневный
смысл грибоедовской критики сейчас,
конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он
ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время
комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно.
И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о «ланкартачных
взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и
реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в
период после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей
Фамусова, - все это имело самое
актуальное значение, в частности в
декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою
комедию.
Богатство и
конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума»,
придает комедии значение широкой и целостной картины
русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей ее
исторической точности и достоверности.
В свое время (в 1865 году)
на это значение комедии обратил внимание Д.
И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни
дошел до той крайней границы, дальше которой
поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого
исследователя». И в этой связи Писарев совершенно
справедливо заметил, что для того, чтобы
писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того,
замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей
и подлостей выбрать именно то, что
сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на
всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием
все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу
Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» .
«Натура
всяких событий» - таков был, говоря словами Грибоедова,
тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но
он не распылил свою исследовательскою
наблюдательность по необозримому множеству
"всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни,
в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое
существо основного общественно-исторического
конфликта эпохи. Будучи
действительно замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями
века, он выбрал из безграничного и
пестрого материала окружавшей его
реальной жизни именно то, в
чем сосредоточился смысл его эпохи: борьбу, которая с небывалым
ожесточением разгорелась между мертвящим
«духом рабства», проникавшим все и вся в
аракчеевско-фамусовском
мире, и живительным «духом
времени», воодушевлявшим молодое поколение патриотов и свободолюбцев.
Продолжив
обличительную антикрепостническую
традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской
общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все
содержание которого -
свидетельствовало
о его социально-политической
направленности.
Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же
по всей справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской
литературе «комедию политическую». Сближая ее в этом смысле с комедией
Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика указывала, что
«Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и
привычки обществ, в которых они жили,
меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»'.
А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал
' «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1,
отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении
«Горя от ума», вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение
"государственного переворота".
комедию
Грибоедова «самым серьезным политическим произведением
русской литературы XIX века» '.
Для
подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только
потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных памятников русской и
мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии
есть богатое позитивное, положительное содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно-политическое
звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.
«Горе
от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей
социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает
односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых
идейно-художественных позициях, всегда
обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала - общественного, политического,
морального. Также и Грибоедов в «Горе от
ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого
общественно-политического смысла. Этот
идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинного
героя пьесы - Чацкого.
Как
писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться
одним изображением фамусовского мира,
но непременно должен был отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных сил,
подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.
Эта
задача также была блистательно выполнена Грибоедовым.
Идейное содержание «Горя от ума», конечно,
не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана
действительно широкая и во всех деталях
верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и
светлых ее сторон. Комедия отразила
не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по
ветхозаветным преданиям «времен Очаковских
и
' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат,
1958, стр.248.
покоренья
Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России
революционная идеология.
Фамусовщина - это
реакция, косность, рутина, цинизм,
устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают
все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и
ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии,
посвященные фамусовскому миру, где
«Молчалины блаженствуют на свете". И в этот затхлый мир, подобно
разряду освежительной грозы, врывается Чацкий
с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий
возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных;
им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу
усердно замалчивалось, - о
вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская
литература XIX века.
Изображая
Чацкого человеком умным и благородным,
человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем
«свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов
решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания
образа положительного героя. Задачи
гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в
понимании писателем декабристского
направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов
крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного
общественно-политического воспитания,
возбуждать любовь к «общественному
благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов
ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.
Возвращаясь
к замечательно верной
мысли Д. И. Писарева
о том, что в «Горе от ума»
дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской
эпохи,
следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не
как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт.
Изучая действительность как пытливей
аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он
нарисовал свою точную и достоверную
картину, пользуясь приемами, средствами
и красками художественного изображения. Он воплотил смысл
подмеченного и изученного им в художественных образах. И
от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую
эпоху оказалась гораздо
ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый
внимательный ученый-исследователь.
Когда
правда жизни становится содержанием искусства,
сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще
более увеличивается. В том-то и состоит «тайна»
искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства
зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед
современниками с такой полнотой, которая
раньше была им недоступна.
«Горе
от ума», конечно, одно из самых тенденциозных
произведений русской мировой литературы.
Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе
от ума», что6ы высмеять и
заклеймить крепостнический мир, вместе с
тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой положительный идеал,
донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и
общественные идеи.
Грибоедов
не отступил в "Горе от ума» перед открытой
тенденциозностью, и она не нанесла
никакого ущерба его созданию, ибо
никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит
искусству, если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа
и содержания положенного в основу произведения
конфликта, из столкновения страстей, мнений,
характеров.
В
«Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в
связи с самыми острыми, самыми злободневными
темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим
художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в
речевых характеристиках, короче говоря -
в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.
С
этим связан важный вопрос о том,
как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.
Задача
создания типического характера в типических обстоятельствах, которую
ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие
смысла того явления социально-исторической действительности,
на котором остановилось внимание художника. В «Горе от ума»
типична сама общественно-историческая ситуация,
поскольку она верно н глубоко отражает конфликт,
вполне характерный для данной эпохи.
Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные
Грибоедовым. В этой связи нужно
остановиться прежде всего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо
выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла
на историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную
борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе.
Художник-реалист зорко разглядел в
окружавшей его действительности эту тогда еще только назревавщую
силу и понял, что ей принадлежит
будущее.
Во
времена Грибоедова дело освободительной
борьбы осуществляли немногие «лучшие люди из
дворян» (по характеристике В.И. Ленина),
далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но
их дело не пропало, потому что, как сказал Ленин, они
«...помогли разбудить народ»', потому что они подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.
' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.
Пусть
во времена Грибоедова, накануне
восстания декабристов, фамусовщина еще
казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы,
Молчалины, Загорецкие и
иже с ними еще занимали тогда господствующее положение,
но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была
обречена на умирание. Чацких было еще
очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено
развиваться и которая поэтому была
неодолима.
Поняв
закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных
образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ «нового
человека»- общественного протестанта и борца - в типических
обстоятельствах его исторического
времени.
Столь
же типичны и исторически характерны представители
другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова.
Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной
полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых,
реакционных порядков феодально-крепостнического мира.
Смело,
по-новаторски решив в «Горе от ума»
проблему типичности. Грибоедов
тем самым с полной ясностью, не
допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой
мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и
развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами.
Грибоедов тем самым решил и политическую
проблему. В этом в первую очередь и сказалась
общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей
убедительностью идейная направленность его творчества.