Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
«Главная роль,
конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была
бы,
пожалуй,
картина нравов».
(И.А.
Гончаров)
Нельзя не
согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе
ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые
люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и
репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и
для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее
всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И
свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле
жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким
и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут
«возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они
хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление
Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в
том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество,
низкопоклонство.
И что же
видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб
пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и
аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в
центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка
Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и
всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого
прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду,
которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая
девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о
его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен
безумцем!
«Так!
Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение
или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров,
сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в
свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в
то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют
только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях
Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,
Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать
действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам
потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо,
долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он
человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит
герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное
равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему
видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к
другому — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам
обманываться рад»,— писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог
бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты —
как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому
образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы
уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ
непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно,
прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при
каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает
тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев.
Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.