Образы “Горя от ума”
УСПЕХ “Горя
от ума”, появившегося накануне восстания декабристов,
был чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству
конца нет”, - так охарактеризовал
сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой
окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.
По словам Пушкина, комедии “произвела неописанное
действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами”. В мировой литературе
не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума”, в
короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное
произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей
главной задачей разработку “собственных богатств” (то есть материала
национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными
средствами. Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой
реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым
конфликт был жизненно правдив,
исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия
крепостничества, живя интересами этих
людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко
и повседневно наблюдать самое важное, характерное и
волнующее явление общественного быта
своего времени - борьбу двух
мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов,
двух поколений.
После Отечественной
войны, в годы формирования и подъема общественно-политического
и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов,
борьба нового - нарождающегося и
развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим
движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения
между молодыми глашатаями "свободной жизни” и
воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в “Горе от ума”. Сам Грибоедов
в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной
ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в
основу “Горя от ума”: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и
этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает,
никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.
И далее Грибоедов показывает,
как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает
“противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме,
которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком,
покушающимся на “законный” государственный и
общественный строй; как, наконец, голос всеобщей
ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого:
"Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это
станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей
заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но
все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит
подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об
нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и
нелюбовь к нему той девушки, для которой
единственно он явился в Москву, ему совершенно
объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов
рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в
течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени,
дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю
жизнь дворянского общества своей эпохи -
с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки
драматической картины столкновения героя
со средой Грибоедов вместил громадную
общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему
рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда - необыкновенное
богатство идейного содержания
комедии. В той или иной форме и в
той или иной мере Грибоедов коснулся в “Горе
от ума” множества серьезнейших
вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую
эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о
положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской
государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой
личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе
человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и
воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот
был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти
такого неукротимого негодования на зло и
неправду, что
комедия не могла не произвести самого глубокого и
разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере
реакционеров.
Комедия с могучей
сатирической силой разоблачала "нравы” крепостников.
Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с
них маску внешнего благолепия и благоприличия
и представить их на
суд людской разоблаченными от
всех и всяческих
украшающих покровов. Грибоедов с
блеском выполнил эту дачу. Он
запечатлел в “Горе
от ума” целую галерею человеческих портретов,
которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием,
чванством и лакействам, мракобесием и нравственным
растлением.
Здесь, в этом обществе, действовали “знатные
негодяи” и мелкотравчатые
подлецы, отъявленные
мошенники и “зловещие старухи”, ханжи и
доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой
к “свободной жизни”, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых
собак, явным грабительством добывали богатства и
почести, "разливались в пирах и в мотовстве”, а ученье считала
“чумой”, зловредным и
огнеопасным изобретением “окаянных вольтерьянцев”. Люди
этого жестокого мира жили по
заветам и преданьям “минувшего
века” - “века покорности и страха”. “Мораль” их была основана на пресмыкательстве перед
сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович,
достигший “степеней известных” благодаря своему бесстыдному раболепству
и шутовству в царском дворце.
Типичнейший представитель
этого мира - сам Фамусов,
воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.
В образе полковника Скалозуба
Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного “героя” плацпарадных учений, шагистики и палочной
муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, гоняющийся за чинами,
орденами и богатой невестой, воплощает в
себе дух реакционного “пруссачества”, которое искусственно насаждалось царизмом
в русской армии и вызывала ненависть всего передового
офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции “Горя от ума” Скалозуб
сам говорит о себе: “Я - школы
Фридриха...”).
Резкими, типическими чертами
очерчены и все остальные персонажи
барской Москвы, выведенные в “Горе от ума”: властная барыня-крепостница старуха
Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство
Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер,
мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - “душа” дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич
- в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный,
внутренне примирившийся с Фамусовским миром.
Как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова - Молчалин.
В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ
подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”,
пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней
известных”. Вся лакейская “философия жизни" этого
чинуши и подхалима, не смеющего “свое суждение иметь”,
раскрывается в его знаменитом признании:
Во-первых угождать всем
людям без изъятья -
Хозяину, где доведется
жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова
была.
Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как “черномазенький” завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член “Ученого комитета”, и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный “французик из Бордо”, и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания “Горя от ума”, - и это составляют одну из новаторских черт комедии.
Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе
от ума”, по самой широте своей и
конкретности была явлением исключительным
в литературе начала XIХ столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в
традициях классицизма, следовали
условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и
осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный “порок” или
отвлеченную моральную категорию (к примеру,
только лихоимство, только невежество, только скупость, только
ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и
разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг
совершенно конкретных явлений
общественного быта крепостнической России.
Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно,
не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался
современниками Грибоедова. Но в свое время комедия
прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И
вопросы дворянского воспитания в “пансионах, школах, лицеях”, и вопрос о “ланкартачных
взаимных обучениях”, и дебаты о парламентском строе и
реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в
период после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей
Фамусова, - все это имело самое
актуальное значение, в частности в
декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою
комедию.
Богатство
и конкретность социального содержания, вложенного в “Горе от ума”, придает комедии значение широкой и
целостной картины русской общественной жизни конца 1810 -
начала 1820-х годов, изображенной
во всей ее исторической точности и достоверности.
В свое время (в 1865 году)
на это значение комедии обратил внимание Д.
И. Писарев, утверждавший, что “Грибоедов в своем анализе русской жизни
дошел до той крайней границы, дальше которой
поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого
исследователя”. И в этой связи Писарев совершенно
справедливо заметил, что для того, чтобы
писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему “надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того,
замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей
и подлостей выбрать именно то, что
сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на
всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием
все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу
Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов” .
“Натура всяких событий” -
таков был, говоря словами Грибоедова, тот жизненный
материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не
распылил свою исследовательскою
наблюдательность по необозримому множеству
"всяких событий”, по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни,
в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое
существо основного общественно-исторического
конфликта эпохи. Будучи
действительно замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями
века, он выбрал из безграничного и
пестрого материала окружавшей его
реальной жизни именно то, в
чем сосредоточился смысл его эпохи: борьбу, которая с небывалым
ожесточением разгорелась между мертвящим
“духом рабства”, проникавшим все и вся в
аракчеевско-фамусовском
мире, и живительным “духом
времени”, воодушевлявшим молодое поколение патриотов и свободолюбцев.
Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую
литературу великим революционером Радищевым, развивая и
углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова,
Грибоедов создал произведение, все содержание которого - свидетельствовало о его социально-политической направленности.
Недаром критика
1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости
оценила "Горе от ума” как первую в русской литературе “комедию
политическую”. Сближая ее в этом смысле с комедией
Бомарше “Женитьба Фигаро”, которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика указывала, что
“Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и
привычки обществ, в которых они жили,
меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств”'.
А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал
комедию Грибоедова “самым серьезным политическим
произведением русской литературы XIX века” '.
' “Библиотека для чтения”, 1834, т. 1, № 1,
отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении
“Горя от ума”, вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение
"государственного переворота".
Для подобной оценки, в самом
деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что “Горе от ума”
является одним из самых замечательных памятников русской и мировой обличительно-сатирической
литературы, но и потому также, что в комедии есть богатое
позитивное,
положительное содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же
сильное общественно-политическое
звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.
“Горе от ума”, конечно,
остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но
подлинная сатира не бывает односторонней, потому что
писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя
добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала - общественного, политического,
морального. Также и Грибоедов в “Горе от
ума” не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого
общественно-политического смысла. Этот
идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинного
героя пьесы - Чацкого.
Как писатель национальный и
народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением
фамусовского мира, но непременно должен был отразить в своей
исторической картине и другую сторону действительности -
брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни
самодержавно-крепостнического строя.
Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное
содержание “Горя от ума”, конечно, не
исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая
картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт
и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям “времен Очаковских и
покоренья Крыма”, но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со
старым, в условиях которой зарождалось
движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.
' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат,
1958, стр.248.
Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад
жизни. Здесь пуще всего боятся молвы (“грех - не беда,
молва нехороша”) и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив “молчания” красной нитью проходит
сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где “Молчалины
блаженствуют на свете". И
в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и
думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу
усердно замалчивалось, - о
вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская
литература XIX века.
Изображая Чацкого человеком
умным и благородным, человеком
“возвышенных мыслей” и передовых убеждений, глашатаем “свободной жизни” и
ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской
литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно
направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не
сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического
общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не
менее важные цели: служить средством революционного
общественно-политического воспитания,
возбуждать любовь к “общественному
благу” и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые
самой жизнью и ходом освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной
мысли Д. И. Писарева
о том, что в “Горе от ума”
дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской
эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и
в нашу жизнь все
же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт.
Изучая действительность как пытливей
аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он
нарисовал свою точную и достоверную
картину, пользуясь приемами, средствами
и красками художественного изображения. Он воплотил смысл
подмеченного и изученного им в художественных образах. И
от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую
эпоху оказалась гораздо
ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый
внимательный ученый-исследователь.
Когда правда жизни становится
содержанием искусства, сила ее
воздействия на мысли и чувства людей еще более
увеличивается. В том-то и состоит “тайна” искусства, что
оно позволяет людям даже то, что им хорошо
известно, увидеть яснее, отчетливее,
а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление
жизни, всем видное, всем известное, даже
примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой
искусства зачастую предстает как бы в
новом свете, вырастает
в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им
недоступна.
“Горе от ума”, конечно, одно
из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно
определенную нравственно-воспитательную цель и был
озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он
написал “Горе от ума”, что6ы высмеять
и заклеймить крепостнический мир, вместе
с тем не менее важной задачей
было для Грибоедова раскрыть перед читателем и
зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли
и чувства, свои моральные и общественные идеи.
Грибоедов не отступил в
"Горе от ума” перед открытой
тенденциозностью, и она не нанесла
никакого ущерба его созданию, ибо никакая
правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству,
если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа
и содержания положенного в основу произведения
конфликта, из столкновения страстей, мнений,
характеров.
В “Горе от ума” воплощена
целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми,
самыми злободневными темами и вопросами
современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не
в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в
речевых характеристиках, короче говоря -
в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.
С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил
основную проблему “формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.
Задача создания типического
характера в типических обстоятельствах, которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие
смысла того явления социально-исторической действительности,
на котором остановилось внимание художника. В “Горе от ума”
типична сама общественно-историческая ситуация,
поскольку она верно н глубоко отражает конфликт,
вполне характерный для данной эпохи.
Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные
Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться
прежде всего на образе Чацкого. В
индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой,
прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы
вступить в решительную борьбу с реакционными силами
старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей
его действительности эту тогда
еще только назревавщую силу и понял, что
ей принадлежит будущее.
Во времена Грибоедова дело
освободительной борьбы осуществляли немногие “лучшие люди из дворян” (по
характеристике В.И. Ленина), далекие
от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело
не пропало, потому что, как сказал Ленин, они
“...помогли разбудить народ”', потому что они подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.
' В.
И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23,
стр. 398.
Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась
прочной основой общественного
быта в самодержавно-крепостническом
государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но
как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была
обречена на умирание. Чацких было еще
очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено
развиваться и которая поэтому была
неодолима.
Поняв закономерность
исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах “Горя
от ума”, Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ “нового
человека”- общественного протестанта и борца - в типических
обстоятельствах его исторического
времени.
Столь же типичны и исторически характерны
представители другого общественного
лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова,
Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня
Тугоуховская, графиня
Хрюмина и все прочие
персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в
своем индивидуальном художественном
воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той
социальной силы, которая стояла на
страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического
мира.
Смело, по-новаторски решив в “Горе от ума” проблему типичности. Грибоедов тем
самым с полной ясностью, не допускающей
никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего,
во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и
идеологических противоречий своего времени, показав, что
Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро
наделив его характер героическими
чертами. Грибоедов тем самым
решил и политическую проблему. В этом в
первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась
с наибольшей убедительностью идейная направленность
его творчества.