Образ
Чацкого в комедии “Горе от ума”
“Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была бы,
пожалуй, картина нравов”.
(И.А. Гончаров)
Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого
определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена
(1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи,
настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось
то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной
жизни, ощущение, что “вольнее всяких дышит”. Свобода личности — вот мотив
времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви,
браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к
“искусствам творческим, высоким и прекрасным”, мечтают “в науки вперить ум,
алчущий познаний”, жаждут “возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и
суета”. Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, “делу, а не
людям”. Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем
иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей,
которые ищут лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной
женитьбы. Их идеал — “умеренность и аккуратность”, их мечта — “забрать все
книги бы да сжечь”.
Итак, в центре комедии — конфликт между
“одним здравомыслящим человеком” (оценка Грибоедова) и консервативным
большинством.
Как и всегда в драматическом произведении,
суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов,
верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека
в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за
попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него,
ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс:
единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
“Так! Отрезвился я сполна!”— восклицает
Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой
комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий
сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар
качеством силы свежей”. Гончаров считает, что роль всех Чацких —
“страдательная”, но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей
победе, они сеют только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно
читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила
подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской
литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного
героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный,
“железный” борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в
произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо.
“Ум с сердцем не в ладу”,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры,
которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность
влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить
в ее любовь к другому — это такие естественные черты! “Ах, обмануть меня не
трудно, я сам обманываться рад”,— писал Пушкин в стихотворении “Признание”. Да,
и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты — как они
привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу,
заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике,
отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов
создал в то же время образ непреходящего значения. “Чацкий — декабрист”,— писал
Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров:
“Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее
обновления, вызывает тень Чацкого”. В этом секрет вечной актуальности пьесы и
жизненности ее героев. Да, идея “свободной жизни” поистине обладает
непреходящей ценностью.