”Прошедшего житья подлейшие черты”. («Горе от ума»)
Комедия “Горе от ума” была написана между
1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В
это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В
комедии столкнулись два века - «век нынешний» с «веком минувшем».
Яркий представитель “века минувшего” - так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники. У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда, спасают их честь и жизнь, а они могут выменять их на борзых собак. Так на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит ни какой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: “В работу вас, на поселенья вас!”. Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: “Послушай, вольности ты лишней не бери!”
Главное для фамусовского общества - это
богатство. Идеалами для них являются люди в чинах. Фамусов ставит в пример
Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, “с ключом”, ”богат и
на богатой был женат”. Павел Афанасьевич желает для своей дочери Софьи такого
жениха, как Скалозуб, так как он “золотой мешок и метит в генералы”.
Фамусовское общество также хорошо
характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - “управляющий в казенном
месте” и за целый день он занимается делами только один раз, по настоянию
Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них “противуречье
есть, и многое недельно”. Павел Афанасьевич считает “Подписано, так с плеч
долой”.
Нужно отметить отношение представителей
фамусовского общества к службе. По их мнению, служить должны только
родственники. Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше
....трины, свояченицы детки”. Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов,
ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, друг
другу лицемерят. Они “низкопоклонники и дельцы”, “льстецы и подхалимы”. Павел
Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: “Когда
же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб.” Фамусов также с большим
почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит:
“Сергей Сергеич, к нам суда-с, прошу покорно...” “Сергей Сергеич, дорогой.
Кладите шляпу, сденьте шпагу...”
Всех представителей фамусовского общества
роднят взгляды на образование и просвещение. Подобно Фамусову они искренне
уверены в том, что “ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще,
чем когда, безумных “развелось людей, и дел и мнений». А полковник Скалозуб,
неотличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где
будут учить “строевому шагу, а книги сохранят только для больших оказий.”
Фамусовское общество не признает русскую
культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и
перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из
Бордо, не нашел здесь ни звука русского, ни русского лица”. Они все единодушно
относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового.
Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Чацкий пытается доказать свою
правоту, но все заканчивается для него не очень хорошо. Они распространяют слух
о его сумасшествии, так как не хотят взглянуть на окружающий мир по-другому.
Так Грибоедов описывает конфликт между двумя
лагерями: лагерем сторонников крепостного права и лагерем передовых мыслителей
того времени.