Диалог
Чацкого с Репетиловым
"Горе от ума" - одно из самых злободневных
произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и
общественной жизни. Проблемы, поставленные в "Горе от ума",
продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет
спустя. Комедия "Горе от ума" - плод патриотических раздумий
Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С
этой высокой точки зрения и освещены в произведении важнейшие политические,
моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с
крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции,
о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной
культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, о деятельности тайных
политических обществ, проблемы долга, чести и достоинства человека. Как
подлинно великий художник, Грибоедов отразил в "Горе от ума"
существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи
всемирно-исторического масштаба и значения. Срывая всякие маски, с огромной
обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик
дворянско-крепостнического общества. Колорит времени, который все же отличался
от последующего, николаевского, показан в сценах с Репетиловым и имеет очень
большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической
обстановки, сложившейся в период формирования идей декабристов.
Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в
качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает
говорящие фамилии многим персонажам, и Репетилов не является исключением, так
как в переводе с французского его фамилия означает "повторять". Тем
самым автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах
высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится
центральной фигурой четвертого действия, задавая тон в значительнй части
явлений. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с
Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до Чацкого доходит сплетня о
сумашествии. Ни один из героев "Горе от ума" не высказывается так
полно, как Репетилов.
Едва появившись на сцене, Репетилов тотчас же громогласно
представляется участником "секретнейшего союза", перечисляя темы,
которые служат в этом "союзе" материалом для споров. Это
действительно темы важные, за каждой из них - программные положения
декабристов: о камере, то есть о парламенте, о палатах народных представителей,
которые являются первейшими признаками конституционного правления; о присяжных
- о приводившихся к присяге лицах, заседавших в суде, то есть о демократической
форме судебных заседаний; о государственном деле - из контекста явствует, что
речь идет о революционном перевороте. Значит, Репетилов и его приятели
представляют в комедии декабристов? Однако Грибоедовым Репетилов показан шутом
и пустым прощелыгой. Разве мог автор, глубоко убежденный в правильности идей
декабристов,
изобразить людей, искренне желавших духовного возрождения
России, плутами и пустомелями? Конечно же, нет. Иначе это была бы злая ирония
на декабритов, да и на самого Грибоедова! Но тогда для чего же введен в комедию
этоп персонаж?
На самом деле образ Репетилова в сопоставлении с образом Чачкого
свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое
существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского
общества его времени и тем либерализмом и политическим приспособленчеством,
ярким выражением которого является Репетилов. В эпоху Александра I многие
сочувствовали либеральному движению не в силу своих идейных убеждений и
благородных стремлений, а
потому, что в дворянском обществе царила мода на
либерализм. Используя это, многие "либералы" делали неплохую
служебную карьеру.
Как известно, Александр I не решался начать явное
преследование декабристских организаций и считал вполне "в духе
времени" разные кружки, заводившиеся в обстановке клубов. В этих много и
туманно рассуждали на "либеральные" темы, подобно тому, как это
изобразил в своем рассказе Репетилов.
Вместе с Репетиловым в комедию врывается тьма людей, - так
колоритно описаны Репетиловым его знакомые: от князя Григория до барона фон
Клоца. Свой рассказ о членах "секретнейшего общества" Репетилов начинает
с князя Григория. Князь был одним из тех оригиналов-англофилов, которые заметно
выделялись в обществе в эпоху всеобщей приверженности к французским модам:
"… век с англичанами, вся английская складка, и так же он сквозь зубы
говорит, и так же коротко обстрижен для порядка…"
"Другой - Варкуев Евдоким.", - говорит далее
Репетилов. Личнсть этого персонажа характеризукт его любимая ария: "А! Нон
лашьяр ми, но, но, но" Эта ария из оперы Галуппи, которая не пользовалась
широким успехом у серьезных ценителей музыки уже в середине XVIII века. А к
1820-ым годам она тем более устарела. И упоминание этойарии как любимой вносит
комический оттенок в образ "либерального" героя,
"прогрессиста" каким его представляет Чацкому в своем рассказе Репетилов.
В своем монологе Репетилов упоминает о двух братьях, тоже
являющихся членами "секретнейшего союза": "Левон и Боринька,
чуднейшие ребята! О них не знаешь, что сказать", - он не может сказать
большего потому, что таких людей, обывателей, которые неприметны в обществе, много.
Но для самодержавия, для крепостного строя эти люди на вес золота. Они никогда
не скажут нового слова, никогда не сделают поступка, заставившего бы усомниться
в нравственных ценностях общества. Удушьев занимает в речи Репетилова
центральное место. Рассказчик рекомендует его как "гения". Удушьев
пишет какие-то "сочинения" и печатает их в журнале. Но его статьи,
пожалуй, кроме лжи и легкомыслия, ничего не содержат. Комическое впечатление о
нем составляет неловко употребленная Репетиловым пословица: "Мы его на
черный день пасем", - тем самым он предрекает приятелю роль жертвы.
Каламбурное использование пословиц вообще нередкий прием "Горе от
ума". В образе Ипполита Маркелыча собраны основные качества членов
"секретнейшего союза". Он и "ночной разбойник", и
"крепко на руку не чист".
Таким образом, все чнены этого "союза",
обсуждающие, пусть и невсерьез, проблемы переустройства общества, полагают, что
"умный человек не может быть не плутом". Конечно же, эти убеждения
резко отличались от убеждений декабристов. Декабристы свои таланты оддали на
благо родине, а не растратили их в погоне за наградами, за чинами, за личным
благополучием.
В рассказе о членах клуба, своих приятелях, Репетилов не
забыл упомянуть и о себе. Как обычно для поэтики "Горя от ума", в
речи Репетилова сатирически оттеняется яркое противоречие между тем, что
рассказно, и тем, как рассказано. Если первое - колоритная картина жизни, то
второе - материал для характеристики персонажа. Репетилов рассказывает о своей
службе:
По штатской я служил тогда,
Барон фон Клоц в министры метил,
А я -
К нему в зятья.
Внесценический персонаж барон фон Клоц - типичная фигура
высшей российской бюрократии, вербовавшейся зачастую из иностранцевв. Они были
чужды стране, иногда даже не понимали ее языка, своеобразия Русской культуры.
Грибоедов в воем произведении дает характеристику большинству иностранцев,
состоявших на службе у императора. "Клощ" в переводе с
немецкого означает "дубина, чурбан". И такие люди
становились министрами, проводили свою жизнь в праздности, жили за
счет русского народа! Это было особенно больно видеть
декабристам и Грибоедову.
Репетилов также хотел стать министром, продвигаться по
службе с помощью своего тестя, но прогорел: "приданого взял - шиш, по
службе - ничего". В разговоре промелькнула характерная черта того времени.
Он признается, что много денег проиграл в карты, скорее всего, специально,
своей будущей родне. А дворяне проигрывали не только деньги, но и крепостные
семьи, людей. Репетилов говорит о построенном им доме на Фонтанке. В 1820-ые
годы Фонтанка действительно застраивалась домами знатных богатых дворян. Однако
повествование в полной мере обнажает природу его либерализма: он буквально
поставил на карту все, что имел, чтобы вылезти в чины, и не преуспел в этом.
Именно поэтому он и не доволен, не прочь покритиковать государственную власть.
Репетилов замечает, что секретати барона фон Клоца "все хамы, все
продыжны". Тем
самым он намекает на взяточничество и казнокрадство,
которые царили в то время. Это приносило огромный ущерб всей государственной
системе.
В образе Репетилова пародийно отражены судьба и характер
Чацкого, вплоть до отдельных деталей. И появление, и исчезновение Репетилова со
сцены пародийно соответствуют тому, как врывается на сцену и покидает ее
Чацкий. Таким образом, автор вводио в "Горе от ума" трагикомическое
противостояние героя - идеолога и его шутливой копии.
Репетиловщина, бывшая вполне в духе времени, являясь, по
существу, лишь посрамлением идей в устах никчемного крикуна, каков был сам
Репетилов, все же представляет "свободу слова". В таком виде она была
вполне терпима правительством и даже служила лицемерной вывеской, прикрывавшей
духовную пустоту и палочный режим. В комедии с достаточной яркостью и силой
показано то глубокое отвращение, какое вызывала эта клубная болтовня у
мыслящего вольнодумца Чацкого. Репетиловщина - это показной либерализм, пустое
фразерство, столь ярко выраженное в знаменитых словах Репетилова: "Шумим,
братец, шумим…", - на что Чацкий отвечает: "Шумите, да и только?"
В пьесе Грибоедов заглянул далеко за горизонты своей эпохи. Русская
реалистическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни. И первой
в этом ряду классических произведений стоит комедия "Горе от ума". В
ней ярко воплощены существенные стороны действительности, основные ее
противоречия и конфликты, раскрыт образ положительного героя, новатора своего
времени, показана личная жизнь человека в ее связях с общественно-политической
действительностью.