Век “ нынешний ” и век “ минувший ” в комедии
Грибоедова “ Горе от ума ”
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший
Свежо предание , а
верится с трудом .
А . С . Грибоедов
“ Горе от ума ” одно
из самых злободневных произведений русской драматургии . Проблемы , поставленные
в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много
лет спустя после появления ее на свет .
“ Горе от ума ” - плод патриотических раздумий Грибоедова о
судьбе России , о путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точки
зрения и освещены в комедии важнейшие политические , моральные и культурные
проблемы эпохи .
Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена
двух эпох русской жизни - века “ нынешнего ” и века “ минувшего ” . Границей
между ними , на мой взгляд , является война 1812 года - пожар Москвы , разгром
Наполеона , возвращение армии из заграничных походов . После Отечественной
войны в русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь
феодальной реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой
дворянской молодежи в лице Чацкого . В комедии ясно показано , что столкновение
веков было выражением борьбы этих двух лагерей.
В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах
Чацкого автор создает образ 18го , “ минувшего ” века . Век “ минувший ” и
является идеалом фамусовского общества , ведь Фамусов - убежденный крепостник .
Он готов из - за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян , ненавидит
просвещение , пресмыкается перед начальством , выслуживаясь как может для
получения нового чина . Он преклоняется перед дядей , который “ на золоте едал
” , служил при дворе самой Екатерины , ходил “ весь в орденах ” . Разумеется ,
что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству ,
а выслуживаясь перед императрицей . И этой гнусности он старательно учит
молодежь :
Вот то-то , все
вы гордецы !
Спросили бы , как
делали отцы ?
Учились бы , на
старших глядя .
Фамусов хвастается как собственным полупросвещением , так и
всего сословия , к которому он принадлежит ; хвастая тем , что московские
девицы “ верхние выводят нотки ” ; что дверь у него отперта для всех , как
званых , так и незваных , “ особенно из иностранных ”
В следующей “ оде ” Фвмусова - хвала барству , гимн
раболепной и корыстной Москве:
Вот например , у
нас уж исстари ведется ,
Что по отцу и
сыну честь :
Будь плохонький ,
да если наберется
Душ тысячки две
родовых - тот и жених !
Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от него жди только
неприятностей . Фамусов обращается к календарю . Это для него священнодействие
. Принявшись за перечисление грядущих дел , он приходит в благодушное
настроение . В самом деле , предстоит обед с форелями , погребение богатого и
почтенного Кузьмы Петровича , крестины у докторши . Вот она , жизнь русского
дворянства : сон , еда , развлечения , опять еда и снова сон .
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - “ и золотой
мешок и метит в генералы ” Полковник Скалозуб типичный представитель
аракчеевской армейской среды . На первый взгляд , его образ карикатурен . Но
это не так : исторически он вполне правдив . Как и Фамусов , полковник
руководствуется в своей жизни философией и идеалами века “ минувшего ” , но в
более грубой форме . Цель своей жизни он видит не в службе отечеству , а в
достижении чинов и наград , которые для военного , по его мнению , более
доступны :
Довольно счастлив
я в товарищах моих ,
Вакансии как раз
открыты :
То старых
выключат иных ,
Другие , смотришь
, перебиты .
Чацкий характеризует Скалозуба так :
Хрипун ,
удавленник , фагот ,
Созвездие
маневров и мазурки .
Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента , когда
герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию
солдафонами во главе с Аракчеевым .
На мой взгляд , Фамусову и Скалозубу в описании барской
Москвы принадлежит первое место . Люди Фамусовского круга - эгоисты и
корыстолюбцы . Все свое время они проводят в светских развлечениях , пошлых
интригах и глупых сплетнях . Это особое общество имеет свою идеологию , свой
быт , взгляды на жизнь . Они уверены , что нет другого идеала , кроме богатства
, власти и всеобщего уважения . “ Ведь только здесь еще и дорожат дворянством ”
, - говорит Фамусов о барской Москве . Грибоедов разоблачает реакционность
крепостнического общества и этим показывает , куда ведет Россию господство
фамусовых .
Свои разоблачения , он вкладывает в монологи Чацкого ,
который обладает острым умом , быстро определяет суть предмета . Для друзей и
для врагов , Чацкий был не просто умным , а “ вольнодумцем ” , принадлежащим к
передовому кругу людей . Думы , волновавшие его , тревожили умы всей
прогрессивной молодежи того времени . В Петербург Чацкий попадает тогда , когда
том зарождается движение “ либералистов ” . В этой обстановке , по - моему
складываются взгляды и стремления Чацкого . Он хорошо знает литературу . До
Фамусова дошли слухи , что Чацкий “ славно пишет , переводит ” . Такое
увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи .
Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность : мы узнаем про его
связь с министрами . Полагаю , он успел побывать даже в деревне , ведь Фамусов
утверждает , что он там “ наблажил ” . Можно предположить , что эта блажь
означала хорошее отношение к крестьянам , возможно , кое - какие хозяйственные
реформы . Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических
чувств , вражды к барским нравам и крепостному праву в целом . Думаю , не
ошибусь , предположив , что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл
национально - исторические истоки русского освободительного движения 20х годов
19 века , обстоятельства формирования декабризма . Именно декабристское
понимание чести и долга , общественной роли человека противопоставлены рабской
морали фамусовых . “ Служить бы рад , прислуживаться тошно ” , - заявляет
Чацкий подобно Грибоедову .
Так же , как и Грибоедов , Чацкий является гуманистом ,
защищает свободы и независимость личности . Крепостническую основу он резко
разоблачает в гневной речи “ о судьях ” . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему
крепостной строй . Он высоко оценивает русский народ , говорит о его уме ,
свободолюбии , и это , на мой взгляд , тоже перекликается с идеологией
декабристов .
Мне кажется , что в комедии есть идея самостоятельности
русского народа . Низкопоклонство перед всем иностранным , французское
воспитание , обычное для дворянской среды , вызывают резкий протест Чацкого :
Я одаль воссылал
желанья
Смиренные ,
однако вслух ,
Чтоб истребил
господь нечистый этот дух
Пустого ,
рабского , слепого подражанья ;
Чтоб искру
заронил он в ком - нибудь с душой ;
Кто мог бы словом
и примером
Нас удержать как
крепкою вожжой ,
От жалкой тошноты
по стороне чужой .
Очевидно , что Чацкий в комедии не одинок . Он выступает от
имени всего поколения . Возникает закономерный вопрос : кого же имел в виду
герой под словом “ мы ” ? Вероятно , молодое поколение , идущее другим путем .
То , что Чацкий не одинок в своих взглядах , понимает и Фамусов . “ Нынче пуще
, чем когда , безумных развелось людей , и дел , и мнений ! ” - восклицает он .
У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему
жизни . Он верит в наступление новой эры . Чацкий с удовлетворением говорит
Фамусову :
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и
век минувший :
Свежо предание ,
а верится с трудом .
Еще совсем недавно “ прямой был век покорности и страха ” .
Нынче пробуждается чувство личного достоинства . Не все хотят прислуживаться ,
не каждый ищет покровителей . Возникает общественное мнение . Чацкому кажется ,
что наступило время , когда можно изменить и исправить сложившиеся
крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения ,
появления новых гуманных идей . Борьба против фамусовых в комедии не
завершилась , потому что и в реальной действительности она только началась .
Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского
освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : “ Чацкий неизбежен
при смене одного века другим . . Чацкие живут и не переводятся в русском
обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым . ”