Характер
основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе
от ума".
Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей
своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных
языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной
смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и
комедию "Горе от ума".
"Горе от ума" социальнополитическая
комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после
Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части
дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить
развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников
(фамусовское общество) и антикрепостников
(Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его
таковы, что "учиться надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные
мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное быть
богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова
Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: ... Вот пример: Покойник был почтенный
камергер, С ключом и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой
был женат; Переженил детей, внучат; Скончался, все о нем прискорбно поминают:
Кузьма Петрович! Мир ему! Что за тузы в Москве живут и умирают!...
Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее,
врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель
передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего
времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он
разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую
военщину, невежество, лжепатриотизм.
Он дает беспощадную характеристику фамусовскому
обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого это борьба. В начале комедии она
проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов воспитатель Чацкого.
В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже
готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал
бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться
тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и
серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.
Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!
раздался военный клич Фамусова. А в ответ монолог Чацкого "А судьи
кто?". В этом монологе Чацкий клеймит "прошедшего житья подлейшие
черты".
Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета,
становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи:
г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.
Сплетни растут, как "снежный ком". В столкновении
с этим миром показана социальная интрига пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига
любовная. И.А. Гончаров писал : "Всякий шаг
Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к
Софье ". Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом,
поводом к раздражению, к тому "мильону
терзаний", под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник:
то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям
Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами
Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с
г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: "Он не в своем уме". И слух
о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей,
приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная,
подтверждает этот слух жарким монологом "Французик из Бордо", который
он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка
обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна
раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.
Ах! Как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница,
бич! Молчалины блаженствуют на свете! говорит разбитый горем Чацкий. Его
задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С
вами я горжусь моим разрывом.
И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает
всему фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит
воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет...
Чацкий уезжает. Но кто он победитель или побежденный?
Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон терзаний": "Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар
качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу:
"Один в поле не воин". Нет воин, если он
Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда
жертва".