Александр
Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Трагедия Чацкого
Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - одно из
самых загадочных произведений русской литературы XIX века, хотя и не очень
сложное в сюжетном плане.
Две линии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение его любви как будто
развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого явления первого
действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны. Действие
идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры.
Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется. Поведав всем
о своем "мильоне терзаний", молодой герой остается в полном
одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет. Развитие
действия продолжается - должна решиться личная судьба героя.
Чацкий узнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих
сюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания -
одно из достоинств комедии - вступает в силу. Личное и общественное слито в
жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета "Горе от ума".
Почему же до сих пор эта комедия - одно из самых притягательных произведений
нашей литературы? Почему по прошествии стольких лет
нас волнует драма Чацкого?
Попробуем ответить на эти вопросы, а для этого перечитаем
монологи и реплики Чацкого, всмотримся в его взаимоотношения с другими героями.
Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей
декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового
общественно-политического деятеля России XIX века. Но для нас Александр
Андреевич Чацкий - это художественный образ бессмертной комедии, в которой
"отразился век и современный человек", и, хотя многие называли
комедию "Горе от ума" "комедией нравов", каждое новое
поколение узнает в Чацком своего современника.
Вот и в этюде И. А. Гончарова "Мильон терзаний"
есть такие слова: "Чацкий неизбежен при каждой смене века другим... Каждое
дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого..." О чем же эта
комедия? Чаще всего критики спорят о названии пьесы: горе от ума или горе уму?
А если перенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а
о подлинном горе. Речь идет о жизненной драме Чацкого - личной и общественной.
История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами.
Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в
полку "назад тому лет пять", Петербург - "с министрами связь,
потом разрыв", путешествие за границу - и возвращение к сладкому и
приятному дыму Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных
перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что
происходит.
Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие
характеристики. "Сам толст, его артисты тощи", - говорит он об одном
из московских "тузов" и его крепостном театре. Он замечает ненависть
света ко всему новому: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый
комитет который поселился И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
Прошли годы, и, возвратившись из дальних странствий, герой
видит, что в Москве мало что изменилось. За границей Чацкий "ума
искал", учился. Но кроме научных истин беспокойная Европа, кипящая
революционными выступлениями и национально-освободительной борьбой, привила или
могла привить мысли о свободе личности, равенстве, братстве.
Да и в России после Отечественной войны 1812 года царила
атмосфера критического осмысления того, что происходит в империи. Чацкому
смешно, что он мог преклоняться перед расшитыми мундирами, укрывавшими
"слабодушие, рассудка нищету". Теперь ему ясно видно, что в Москве
"дома новы, но предрассудки стары". И потому небогатый дворянин
Чацкий отказывается от службы, объясняя это тем, что "служить бы рад -
прислуживаться тошно".
Он "славно пишет, переводит", он добр и мягок,
остроумен и красноречив, горд и искренен, а любовь его к Софии глубока и
постоянна. Уже первый монолог Чацкого дает почувствовать важное качество героя
- его открытость. В момент первого свидания с Софией он далек от сарказма, а в
его репликах чувствуется насмешливо-беззлобная издевка
умного наблюдателя, подмечающего смешные и нелепые стороны жизни, поэтому вслед
за французом Гильоме упоминается и Молчалин.
Пытаясь растопить лед равнодушия, которым его встретила
София, он добивается обратного. Озадаченный ее холодом, Чацкий произносит вещую
фразу: "Но если так: ум с сердцем не в ладу!" Это сказано удивительно
точно: в этой фразе, как и в заглавии комедии, сконцентрировано определение
двойственной природы конфликта произведения как пьесы о гражданской позиции
человека прогрессивных убеждений и пьесы о его несчастной любви. Нет того
"водораздела", который отделяет одно от другого, а есть
человек-гражданин, пылко влюбленный в прекрасную девушку, свою единомышленницу.
Он раскрывается перед нами в действиях, имеющих одновременно и личный, и
общественный смысл.
Для Чацкого по-своему "распалась связь времен".
Того времени, когда у него с Софией были общий язык и чувства, и того времени,
когда происходят события комедии. Его ум возмужал и не дает пощады теперь
никому, но Софию-то он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и
себе большие огорчения. Воистину "ум с сердцем не в ладу". Главное
сражение, которое происходит во втором действии, оказывается целиком связано с
интимной линией.
В его любовном монологе "Оставимте мы эти
пренья..." содержится едва ли не важнейшее политическое заявление Чацкого.
Оно выражено намеком-шуткой о превращениях, которые возможны в Молчалине, раз
они оказались возможны и в правительстве, преобразовавшемся из либерально-демократического в казарменно-деспотическое.
Сатирическая желчь по поводу превращений "правлений,
климатов, и нравов, и умов" соединяется с элегическими излияниями героя.
Но может ли любовь затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина,
мечтающего о свободе и благе Отечества? Судьба его народа, его страдания -
основной источник гражданского пафоса Чацкого. Самые яркие места монологов
героя те, где он гневно выступает против угнетения, крепостничества Ему
отвратителен нечистый дух слепого, рабского, пустого подражания всему
иностранному. Драма Чацкого и в том, что он видит трагические моменты в судьбе
общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние. Тем
и привлекателен Чацкий, что даже в отчаянии он не вздыхает, подобно Горичу, не
болтает, как Репетилов, даже не удаляется от общества, как брат Скалозуба, а
смело бросается в бой с отжившим, старым, обветшалым.
Режиссер Владимир Немирович-Данченко поражался сценическому
мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и
разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой
становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов,
Молчалиных.
Чацкий глубоко обманулся в Софии, а не только в ее чувствах
к себе. Страшно то, что София не только не любит, но и оказывается в толпе тех,
кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет "мучителями". Две
трагедии? Горе от ума или горе от любви? Они неразрывно связаны, и из двух
трагедий возникает одна, очень мучительная, так как горе от ума и от любви
слились воедино- И все это осложняется трагедией
прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.
В прощальных монологах Чацкий как бы подводит итог:
"Чего я ждал? что думал здесь найти?" В его словах слышатся досада,
горечь, боль разочарования, а в самом последнем монологе - ненависть,
презрение, гнев и... нет чувства сломленности: Безумным вы меня прославили всем
хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с
вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Так
не говорит побежденный. Его протест - это энергичный протест против гнусной
рассейской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников,
против невежества И холопства", - писал В. Г.
Белинский.
Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно
размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности
общество, но и вызывает его активную ненависть- Он вступает
а схватку и торжествует над бюрократической ограниченностью Фамусова,
солдафонством и мракобесием Скалозуба, угодливостью и подличанием Молчалина,
пошлостью и фанфаронством Репетилова. Чацкий переживает горе личное, сердечное,
благодаря своему непримиримому к социальным уродствам уму. Ведь в понятие ума
краеугольным камнем положено вольнодумие, поэтому жизненные ориентиры Чацкого
не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкого остается неуязвимым и приносит
его обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду побеждает
ложь и несправедливость. Этому пониманию жизни, долга, счастья учит умная и
глубоко человеческая комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".