Почему горе
настигает юного человека. Смысл названия комедии Грибоедова. Горе Чацкого и
Софьи
"Горе от ума" Грибоедова - социально-политическая
реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской
литературы.
Комедия "Горе от ума" была написана в 20 годы XIX
века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили
перемены. Интригующе звучит название пьесы. На первый взгляд кажется, что в нем
заключен некий парадокс. Но Грибоедов прав - умному человеку всегда сложнее в
жизни. Еще древние говорили, что во многом знании нет много счастья, а
умножающий знания умножает скорбь. Кроме того, ум - это необыкновенная
способность, которая выделяет человека из толпы. Умный человек часто вызывает у
окружающих не столько любовь и восхищение, сколько ненависть и раздражение.
Особенно если он ведет себя так, как Чацкий. Чацкий - молодой человек, который
воспитывался в доме Фамусова после смерти своих родителей. Когда наступили годы
зрелости, юноше стало скучно у своего благодетеля и он отправляется за границу.
Оттуда он возвращается через три года полным новых передовых идей.
Еще до его появления мы понимаем, что Чацкий - человек
неординарный, наделенный необыкновенными способностями. Из разговора Софьи с
Лизой мы узнаем, что он "остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно
счастлив". Фамусов представляя Чацкого Скалозубу, говорит: "Он малый
с головой, и славно пишет, переводит". И это действительно так. Он действительно
остроумен, его речь ярка и образна, он красноречив. Чацкий прекрасно
разбирается в людях, его замечания о них меткие и верные.
Чацкий является представителем прогрессивных взглядов,
высказывает идеи дворян-декабристов, выступает против крепостного права,
тормозящего развитие России. Он настоящий патриот, ему обидно, что в России
столь велико почтение к иноземцам, что русские так легко забыли свою культуру,
свои обычаи, свой язык. Он говорит о том, что молодым дворянам часто набирают в
учителя иностранцев "числом поболее, ценою подешевле". Эти люди в
своей стране часто занимали лакейские должности и поэтому не могли исполнить
возложенные на них задачи воспитания гражданственности и патриотизма в молодых
дворянах.
Несмотря на свои способности, Чацкий не находит места в
этом обществе, потому что в нем не нужны люди мыслящие, вольнолюбивые,
независимые. Да и сам Чацкий не хочет служить. Он говорит: "Служить бы
рад, прислуживаться тошно". Для представителей фамусовского общества
служба - это способ получения определенных материальных благ: наград,
состояний, чинов. Чацкий же хочет служить "делу, а не лицам", а это в
фамусовском обществе невозможно.
Софья Павловна Фамусова во многом близка Чацкому. Она, как
и главный герой, натура страстная, живущая сильным и большим чувством, что
вполне естественно для семнадцатилетней девушки. Она умна, решительна,
самостоятельна. Речь ее яркая, образная, афористическая. В критических
ситуациях она проявляет решительность и находчивость. Сон, придуманный на ходу,
с целью отвлечь Фамусова от присутствия Молчалина в ее комнате, свидетельствует
о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях. Софья по-своему
умна, она много читает, но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в
которых описываются истории о неравной любви. Под влиянием этих романов у нее
складывается представление об идеальном герое, которым она вообразила
Молчалина. Она хочет семейной жизни, хочет быть счастливой.
Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, который так
соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Не нужно забывать и о
том, что в пьесе каждый герой строит себе жизненную схему. Это и является
главной причиной горя по Грибоедову (главный конфликт - конфликт жизни и
схемы). Так, Софья, воспитываясь под влиянием французских книг, составляет себе
жизненный план, из-за которого не видит различия между романтическим вымыслом и
реальной жизнью, не умеет отличать истинное чувство от притворного. Следование
литературным штампам приводит к трагической развязке - горькому прозрению, крушению
идеалов.
Жизненную схему строит себе и Чацкий. Для него существует
две несовпадающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него
"ум с сердцем не в ладу"). Описывая Молчалина, он снова
разграничивает эти понятия: "Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?" Чувства оказываются
выше ума. Чацкий в конце пьесы говорит: "Бегу, не оглянусь, пойду искать
по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!.." Он убегает не для того,
чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорбленных, нанесенных его
чувству.
"Горе от ума" Чацкого состоит в том, что его ум
резко отличается от ума светского, а чувством ("У него есть и сердце, и
притом он безукоризненно честен", - говорит Гончаров в "Мильоне
терзаний") он привязан к свету.
Эпоха классицизма прославила человеческий разум, а
Грибоедов в "Горе от ума" показал на примере как Софьи, так и
Чацкого, что нельзя в жизни руководствоваться одним разумом. Главное, по-моему,
гармоничное сочетание чувства и разума. Позиция автора - позиция человека,
отвергающего "голый" рационализм.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://ilib.ru/