Сюжет и
композиция "Горя от ума"
Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно
оригинален и необычен. Не могу согласиться с теми, кто считает его банальным.
На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете - история любви
Чацкого к Софье.
Действительно, эта история занимает в произведении большое
место, придавая живость развитию действия. Но все же главное в комедии -
общественная драма Чацкого. На это указывает и заглавие пьесы. История
несчастной любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским
дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета. Проследим
за ее развитием.
Первые сцены, утро в доме Фамусова - экспозиция пьесы.
Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и
Скалозуба, рассказывается о характерах и взаимоотношениях действующих лиц.
Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. И до этого
Софья отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно
перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность
Софьи перешла в раздражение и негодование: "Не человек, змея!" Так
Чацкий, сам того не подозревая, восстановил Софью против себя.
Все происшедшее с ним в начале пьесы получит в дальнейшем
свое продолжение и развитие: он разочаруется в Софье, а его насмешливое
отношение к московским знакомым вырастет в глубокий конфликт с фамусовским
обществом. Из спора Чацкого с Фамусовым во втором действии комедии ясно видно,
что дело тут не просто в недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два
мировоззрения. Кроме того, во втором же действии намеки Фамусова на сватовство
Скалозуба и обморок Софьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели
избранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же
из них?..
В третьем акте действие становится очень напряженным. Софья
недвусмысленно дает понять Чацкому, что его не любит, и открыто признается в
любви к Молчалину, о Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется,
вот все и выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Неверие это еще больше
укрепляется в нем после разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою
безнравственность и ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина,
Чацкий вызывает ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом
и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается,
молниеносно распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени.
Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только
хозяев, но и гостей. Общество не может простить Чацкому протеста против его
морали.
Так действие достигает высшей точки, кульминации. Развязка
наступает в четвертом акте. Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену
между Молчалиным, Софьей и Лизой. "Вот наконец решение загадке! Вот я
пожертвован кому!" - это окончательное прозрение. С огромной внутренней
болью Чацкий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта
приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с
обществом завершается разрывом. Порок не наказан и добродетель не торжествует.
Впрочем, от счастливого финала Грибоедов отказался,
отказавшись от пятого акта. Рассуждая о четкости и простоте композиции пьесы,
В. Кюхельбекер заметил: "В "Горе от ума"... вся завязка состоит
в противоположности Чацкого прочим лицам; ... тут... нет того, что в
драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены
вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и
только. Это очень просто, но в сей-то простоте - новость, смелость"...
Особенность композиции "Горя от ума" в том, что его отдельные сцены,
эпизоды соединены почти произвольно.
Интересно проследить, как с помощью композиции Грибоедов
подчеркивает одиночество Чацкого. Сперва Чацкий с разочарованием видит, что его
бывший друг Платон Михайлович "стал не тот" в короткий срок; теперь
Наталья Дмитриевна руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что
позже Молчалин - шпица: "Мой муж - прелестный муж". Итак, старый друг
Чацкого превратился в обычного московского "мужа - мальчика, мужа -
слугу". Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Все же на протяжении
всего того времени, когда гости съезжаются на бал, он беседует именно с
Платоном Михайловичем. Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, в
угоду жене и всем остальным откажется от него. Дальше Грибоедов в середине
своего пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, Чацкий оглядывается и
видит, что Софья ушла, не дослушав его, и вообще "все в вальсе кружатся с
величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". И, наконец,
особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, когда к нему в друзья начинает
навязываться Репетилов, заводя "дельный разговор... про водевиль".
Сама возможность слов Репетилова о Чацком: "Мы с ним... у нас... одни и те
же вкусы" и снисходительной оценки: "он не глуп" показывает, как
далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме
восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.
Через всю комедию проходит тема падения и тема глухоты.
Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза
подряд, чтобы посмешить государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади
Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и "поспешно
оправляется" Репетилов... Все эти эпизоды связаны между собою и
перекликаются со словами Чацкого: "И растерялся весь, и падал столько
раз"... Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей.
Так же постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов
затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь
Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама
совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит:
"Ох! глухота большой порок". Никого и ничего не слышит, увлекшись
своими монологами, Чацкий и позже Репетилов. В "Горе от ума" нет
ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного
напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с определенной целью.
Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются
границы дома Фамусова и границы времени.