Искусство и
историческая наука
Петр Алексеевич
Николаев
Имея в виду сказанное об относительной самостоятельности
искусства, можно было бы предположить, что его законы и основная структура
могут в полной степени быть проанализированы в системе лишь искусствоведческих
терминов. Однако теория искусства и литературы не могут обойтись без
взаимодействия с другими научными дисциплинами.
Один случай такого взаимодействия - теория искусства и эстетика (часть философии) - был рассмотрен в
предыдущей лекции. Теперь логично остановиться на исторической науке. В
определенных случаях она оказывается базой для истории искусства, в других
необходимым подспорьем.
Вот два примера. Можно, анализируя "Горе от ума"
А.Грибоедова, превосходно интерпретировать связи классицистической поэтики с реализмом. Единство времени и места
действия и реалистический принцип трактовки художественного характера - это
главное структурное своеобразие знаменитой комедии. Но останутся при всей
терминологической оснащенности, взятой из искусствознания, казалось бы,
маленькие детали, без которых невозможно понять существенные содержательные
аспекты и особенности художественного мышления драматурга.
Академик М.Нечкина, выдающийся историк, посвятила
исследованию темы "Грибоедов и декабристы" обширную монографию с
одноименным названием. Мысль книги такова. Грибоедов сочувствовал декабризму.
Автор апеллировала к многочисленным, в том числе архивным, документам, показав близость
писателя к членам тайных обществ. Но она не придала большого значения вопросу,
с которым обращается Чацкий к Репетилову: "Шумите вы, и только?" Но
вопрос этот принципиален в пьесе. Так вот литературоведы не могли бы понять его
значения, если бы не заинтересовались конкретными данными исторической науки,
почерпнутыми из трудов историков, в том числе исторических биографов
Грибоедова, к числу которых относится и сама М.Нечкина.
В 1820 году Грибоедов, как и многие вольнодумцы (в том
числе и Пушкин), были сосланы на юг за участие в собраниях нелегальных
организаций "Союз
благоденствия" и "Союз
спасения". В них участвовали и знаменитые исторические личности, и литературные
персонажи. Там острили, говорили язвительные фразы по отношению к власти, там
бывал Чаадаев, там бывал и пушкинский
герой Евгений Онегин, где научился "возбуждать улыбку дам огнем нежданных
эпиграмм". Все вольнодумцы разбрелись в разные стороны: кто пошел служить
власти, кто ушел в одиночество, чтобы впоследствии отозваться статьями и
книгами, подобно упомянутому Чаадаеву с его "Философическими
письмами". Кто оказался вне всяких дел и стал, по тогдашнему определению,
лишним человеком - как Онегин. Грибоедов, уехав на юг, создавал комедию под
впечатлением пламенных речей и публицистических деклараций, которые он слышал в
названных кружках. Вот почему его Чацкий так много декларирует.
Вернувшись с юга и дописывая комедию, он присматривался к
тому, что происходит среди российской интеллигенции и среди российского
офицерства - там было много его приятелей. И он, писатель, осознает, что
сочувствует теперь более не тем, кто декларирует, "шумит". Вот откуда
возникает вопрос Чацкого, устами которого драматург и выражает свое отношение к
попыткам его давних друзей избрать какую-то иную тактику в своем общественном
движении.
Другой пример относится к иным категориям искусствознания.
Тем, которые помогают понять многие степени условности в
искусстве, например, комические и сатирические формы повествования. Речь пойдет
о сатирической хронике М.Салтыкова-Щедрина "История одного города",
созданной в конце 60-х годов XIX века. Современники увидели в персонажах этой
книги многих исторических деятелей XVIII и начала XIX веков. Они говорили
писателю лестные слова об удачном, очень правдивом изображении министров, генералов
и даже царей прошлого. Но Салтыков-Щедрин отвечал неизменно: я с миром отжившим
полемизировать не собирался. Это удивляло читателей и критиков. Как же так,
полагали они, ведь вот, скажем, портрет Александра I здесь присутствует в
изображении одного из градоначальников. Понятно, что имеется в виду
градоначальник виконт Дю Шарио.
Во-первых, зовут его Ангелом Дорофеевичем, одно из этих
слов в переводе с греческого звучит как "богоданный, благословенный".
Как свидетельствовали все мемуарные сочинения, именно так называли в ближайшем
окружении нашего царя. А затем сообщение о том, что виконт Дю Шарио при
рассмотрении оказался девицей, казалось, прямо говорит о портретном сходстве
этого персонажа с Александром: на женственный облик царя указывали все мемуаристы.
А Щедрин - свое: я с миром отжившим полемизировать не собирался. Но если так,
то кем же персонифицирован современный Щедрину мир? Наконец-то догадались. Это
знаменитый публицист М.Катков, главный редактор журнала "Русский
вестник", человек, которого побаивался сам Муравьев-вешатель, подавивший
польское восстание в 1863 году.
Вспомнили и эволюцию Каткова, который когда-то слушал в
Московском университете лекции либерального профессора Грановского и пытался
дружить с Белинским, а потом стал выпускать в 50-е годы названный журнал,
идеология которого эволюционировала от умеренного либерализма к оголтелой
реакционности. Внимание читателей и критиков к этой эволюции обратила такая
характерологическая деталь: виконт любил рассуждать о благе народа, но часто
переходил к рассуждениям о благе царей и вообще любил менять свои убеждения за
лишний четвертак. Вот и получился портрет современного великому сатирику
противника. Соответствующей подсказкой оказалась и иная деталь. Дю Шарио -
единственный градоначальник, имеющий титул, а о мучительной страсти Каткова
иметь знатное звание ходили легенды, и сатирики-поэты писали стихи о
"лорде Каткове" и о "герцоге Каткове".
Да тут подоспела и филология: семантически имя Каткова
сродни имени Шарио - шар катится (chariot - тележка (фр.), прим. ред.).
Подобный анализ был бы невозможен без союза литературоведения и исторической
науки.
Разумеется, были периоды, когда историческая наука,
особенно ее политический, идеологический вариант чрезмерно, незаконно влиял на
искусствоведческие и литературоведческие построения. Так, периодизация русской
культуры долгие годы в двадцатом веке определялась этапами исторической жизни
российского государства и, по существу, таким образом, история литературы,
например, выступала просто как история общественной мысли, детерминированной
политическими, более всего революционными событиями, и весь литературный
процесс в XIX веке интерпретировался так, что дал возможность Томасу Манну
назвать русскую классическую литературу первой русской революцией. Второй
оказывалась, естественно, Октябрьская революция 1917 года. Это отразилось в
конечном счете в самой методологии литературоведческого исследования. Так, если
промышленное производство, бурно развивавшееся на рубеже XIX-XX веков, рождало,
например, почти культ фабрик и заводов, то социологическому искусствознанию
приходили на ум, например, такие вульгарные сопоставления. В.Шулятиков заявлял,
что если фабричные и заводские трубы стали символом исторического прогресса, то
надо, чтобы в живописи господствовали вертикальные линии. Подобная вульгарная
методология в 20-е годы XX века получила широкое распространение в
искусствознании. Прямым влиянием ее объясняются, например, такие
искусствоведческие постулаты: желтый цвет на картинах Веласкеса символизирует
закатное состояние испанского абсолютизма. В литературоведении торжествовал
"паспортный" марксизм. Если, к примеру, социальное сословие Гоголя
определялось как среднепоместное дворянство, то все, что было в повестях
Гоголя, сводилось к отражению соответствующей сословной точки зрения.
Вульгарная, классовая концепция искусства породила свою полную
противоположность, которая была ничуть не лучше своего
"родоначальника". Отказываясь в 30-е годы от классовой
психоидеологии, искусствоведы и литературоведы выдвинули концепцию
"единого потока". Это словосочетание предполагало существование в
истории культуры лишь преобладание одинаково демократических, гуманных и
хороших по форме произведений. Вдруг оказалось, что между Пушкиным, Гоголем,
Тургеневым, Достоевским, Толстым и Салтыковым-Щедриным нет никаких
принципиальных различий. Все они гуманны и правдивы в пафосе своих
художественных творений. Непонятно, однако, как мог спорить Достоевский с
Чернышевским, если у них одинаково гуманные сюжеты: Сонечка Мармеладова из
"Преступления и наказания" и Настя Крюкова из "Что
делать?", в равной мере изображенные сочувственно в их драматической
судьбе. Согласно "единопоточной" концепции, автор "Войны и
мира" Толстой и автор "Истории одного города" Щедрин - одинаково
народные писатели. Но ведь Толстой поэтизирует "дубину народной
войны" (поднятой против Наполеона), поэтизирует крестьянский мир, так
сказать, деревенскую сходку, объединяющую людей, все сословия (пляска Наташи с
ряжеными), а Щедрин смеется над населением города, называет их глуповцами,
подчеркивая их неприятные черты: исступленное начальниколюбие и глупое,
самоубийственное бунтарство. И если Толстой, естественно, противник радикальных
действий народа, то сатирик утверждает в финале своей хроники мысль о том, что
река народной жизни смела свирепого губернатора и человек, решивший
перегородить реку народной жизни, устраняется из жизни ("бывый прохвост
исчез, словно растаял в воздухе"). Возможно, в конечных результатах
демократическое мышление Толстого и народность Щедрина и совпадают, но в
содержательной "морфологии" их текстов различия более очевидны.
Разумеется, исторические взгляды отрицательно влияли на
искусствоведческие в том случае, когда они вбирали вульгарные тезисы не только
исторической науки, но, скажем, и философской. Повинен здесь был, в конечном
счете примитивно понятый марксистский монизм. В случае же освобождения от
теоретико-познавательного догматизма союз между историей и искусствознанием и
самой художественной культурой был взаимополезным и не посягал ни на свободу
научного рассмотрения, ни на автономию искусства. Замечательно говорил историк
В.Ключевский о Достоевском, высоко почитая его, но не признавая утверждаемую
писателем соборность русского народа. Ключевский писал, что русский человек
любит работать в одиночку, когда за ним не подглядывают. Это одиночество
свободного человека. С другой стороны, искусствоведческая и филологическая
мысль иногда помогает историкам увидеть очень существенные моменты
отечественного развития. Так, известный филолог М.Гаспаров, отвечая на вопрос,
что ему кажется наиболее крупным событием в XX веке, заявил: поражение армии
Тухачевского от польского лидера Пилсудского. Последний не пропустил Красную
армию в Европу, и Ленину пришлось отказаться от прежнего плана строительства
социализма сразу во многих европейских, в том числе и прежде всего
высокоразвитых в промышленном отношении стран (как то и предполагала идея
Маркса). Ленин был вынужден, к его собственному сожалению, пытаться построить
социализм в отдельной, отстающей от европейских государств стране. Но главное,
искусствознание и литературоведение, имеющие дело с произведениями, где
основным предметом является человек, благодаря этому аспекту вносят многие
коррективы в сложившиеся исторические представления. Для художника историческая
проблема есть всегда проблема психологическая, и это обстоятельство всегда
служит мощным фактором объективной оценки общественного развития. Как бы то ни
было, без союза истории и искусствознания не может быть продуктивного развития
наук об обществе и его духовном мире.