Образ
Чацкого.
Е.В.Юсим
Чацкий — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824;
в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа —
ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя,
его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный
материал для раскрытия темы, заявленной в названии.
Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических
героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны,
категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи,
которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально
“проживает” обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со
средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией “Мизантроп” Мольера и ее
героем Альцестом, но лирическая стихия выявлена в образе столь “избыточно”, что
эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем
подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное
развитие доказывает, что Ч. — романтический герой:
Тема странствий открывает его появление в доме Фамусова,
где ждет его “загадка” любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале
пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть
происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы “идей” и почти не
распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в
достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч.
Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые
открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его
властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна
“странность”, несхожесть с общепринятой нормой.
С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка
Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой
карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда
явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч.,
произносимых на сцене: “Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст
больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь...” Образ Ч.
символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание
московской жизни — “день за день, нынче, как вчера”. Последовательно отмечаемые
в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности
сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по
“московскому” стилю.
Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно
судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих
реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием
внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и
вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла
событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость
многочисленных попыток связаться с “фамусовским” миром через Софью, ее
враждебное нежелание понять его рождают нервное “безумие”, “нетрезвость речи”
(Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова
проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.
Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: “Вы
помиритесь с ним по размышленьи зрелом...” В финальной сцене пьесы Ч. “выбирает
себя”, он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей
собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: “бегу, не
оглянусь, пойду искать по свету...”. Герой Грибоедова уезжает, унося с собой
репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.
Список
литературы
Белинский В.Г. “Горе от ума”. Комедия в 4-х действиях в
стихах. Сочинение А.С.Грибоедова Собр. соч. М., 1977, Т. 2
Гончаров И.А. Мильон терзаний // Собр. соч. М., 1955. Т. 8
Григорьев А.А. По поводу нового издания старой вещи. “Горе
от ума Григорьев А.А. Искусство и нравственность. 1986
Флоринская Ю.Ф. Чацкий и Гамлет // А.С.Грибоедов.
Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977
Степанов Л.А. Действие, плаи и композиция “Горе от ума” //
Проблемы творчества А.С.Грибоедова. Смоленск, 1994.