Софья в
комедии Грибоедова "Горе от ума".
Борис Голлер
Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более
того: оно было скандально и таило в себе вызов!
Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете
пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня
“из общества”. “...Все это, - писал,
едва ли не самый благожелательный к Софье, Гончаров, - не имеет в ней характера
личных пороков, а является, как общие черты ее круга”. Поступки Софьи
оттеснялись, таким образом, в область обыденного аморализма фамусовского круга.
Это была грубая ошибка! Не было подобного аморализма. Если
на что другое здесь и закрывали глаза, то уж поведение барышни судили весьма
строго. Чем, собственно, и занимается
всю пьесу Фамусов - отец Софьи? Как не тем, чтоб оградить дочь от каких-нибудь
шагов на скользком пути? /.../
Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или
удаление от общества. /.../
И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе - еще из-за
двери ее комнаты, где она просидела всю ночь, запершись с Молчалиным: “Который
час?” И потом опять то же ленивое “Который час?” - “Неправда” (когда Лиза
всячески торопит ее). Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по
лезвию ножа!
Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной
морали.
“Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что
он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама не глупая предпочитает
дурака умному человеку (не потому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен - нет!
и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек
разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает,
никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих...” Известный ответ
Грибоедова на критику Катенина.
Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем
здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный
взгляд! Ну, а потом уже - о нем. Об этом самом - “умном человеке”, который
“разумеется в противуречии с обществом”. Кстати, отметим про себя эту несколько
заниженную по нашим меркам оценку главного героя: “немножко повыше прочих...”
Если бы Грибоедов мыслил свой план иначе - по Кюхельбекеру,
он и высказался бы по-другому: “Молодой человек... (таких-то достоинств)
приезжает в дом... (такой-то и такой-то), и тут с ним происходит... (то-то и
то-то)”. Короче, дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе...”
Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин
всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее?
Единственное. Любовь этой девушки.
Это она - Софья - держит банк в этой игре. И все козыри (до
времени) у нее на руках. А все остальные персонажи - в том числе и Чацкий
(“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов , не говоря уже про
гостей бала, - зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине
по сторонам от нее - как от некой оси. (Гости бала ведь тоже не сами по себе,
так, за здорово живешь, объявляют Чацкого сумасшедшим. Но по манию ее - Софьи,
“с подачи” Софьи!..)
Кстати, лишь такое объяснение выдерживает нагрузку первых
вступительных сцен пьесы, занятых лишь одним: историей любви Софьи к Молчалину.
Перипетиями этой любви. И разрешает сомнения - от странного списка действующих
лиц: в нем просто поименованы сперва все персонажи подлинной завязки пьесы.
"Горе от ума" - это пьеса Софьи.
Это вовсе не значит - “о Софье” или преимущественно о
Софье. Почему? Пьеса и о Чацком - и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и
о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг”
- общество.
Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как
любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том,
что Чацкий - “главное лицо” - приезжает в дом, где все главное уже произошло.
Без него. Еще Гончаров отметил это “страдательное” положение Чацкого. Герой
поставлен в пьесе в “страдательном залоге”. То есть, он “не действует сам, но
подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
А объект этот - Софья. Это единственный из ведущих
персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от
чьих других. /.../
Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как
“подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего
взорвать. Все взорвано уже. И прежде его появления. А на его долю остается
задача (неблагодарная, прямо скажем, особенно в глазах Софьи!) - по мере сил
служить катализатором. Помочь нечаянно выявлению или обнаружению этого взрыва.
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
А в самом деле, что она станет говорить?.. если все
откроется? Что Чацкий воротился в Москву? был на бале у Фамусова, надерзил
всем, его даже сочли немного не в себе?.. Ну, и это, разумеется, - так,
вскользь, отчасти! Но главное, что скажет она (и чего боится Фамусов)... И
здесь, как ни парадоксально, присоединяется к ней, кроме всей толпы фамусовского
бала, еще и Чацкий ... и Катенин, и Пушкин:
- Софья преступила границы поведения, поставленные барышне
ее круга. Она нарушила приличия!..
Среди “универсалий” пьесы, в силу сложных причин с самого
появления пьесы на свет и долго еще остававшихся в тени, может, на первом месте
следует назвать саму конкретную (и довольно простую) историю, рассказанную в
пьесе драматическими средствами. Единство противоречий равноправных мотивов.
Драматургию комедии.
“баррикада, перегородившая дворец”...
Вступительный мотив пьесы - беспокойство.
Беспокоится Лизанька - “служанка... на часах”. Притом “на
часах” - в буквальном смысле... Переводит часы, устраивает трезвон: барышня
слишком засиделась с Молчалиным. Вбегает Фамусов - его поднял с постели этот
трезвон. Ему снилось ночью, что где-то - музыка. /.../
Подземная музыка глубинного беспокойства будоражит дом.
Фамусов чуть было не застукал дочь в ее комнате с
Молчалиным. Но отступился... Лизе удается спровадить его. Он не поверил ей -
сделал вид, что поверил. Его тревога явно не сегодня родилась.
Спокоен только один человек. Сама Софья! Хоть все это ходит
кругами возле нее и подступается к ней. /.../
В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она
успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим
скуку”. /.../
Этот день ожидания - и есть время пьесы.
Этой девушке не повезло в общественном мнении. После - в
истории русской литературы... Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не
того”. Ее осудили, не выслушав.
Нет, не автор! При всем, мягко скажем, неоднозначном
отношении к ней он-то выслушал ее до конца. Ей единственной, пожалуй, даны по
пьесе все или почти все мотивировки поступков. Из всех персонажей комедии,
включая Чацкого, этот, несомненно, результат самой филигранной отделки и психологической
разработки. Может, это вообще - самое тонкое, что написано автором "Горя
от ума". И вместе с тем ( в
какой-то мере потому) Софью как раз и трудно понять. Куда трудней, чем других.
“Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой”, - скажет ей Чацкий.
София Грибоедова - главная загадка комедии. /.../
Но эта любовь к Молчалину! - скажете вы. Ну что ж!.. Тем
трагичней и только - что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно
качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено?
/.../
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то,
что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто
встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой... /.../
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! -
сотворила! Любви дано творить собственную действительность - “по образу и
подобию своему”... Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это - творческое чувство в основе своей. И та “энергия
характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
То, что назвал Толстой - “энергией заблуждения”...
Счастлива ли она - Софья - в этом заблужденьи своем?..
Несмотря на резкую очерченность основных конфликтов и почти
откровенный “фельетонизм” многих сцен, образы Грибоедова написаны в манере
“сфумато”. Они грешат или, напротив, они удивляют своей неопределенностью. И
первые критики Грибоедова были правы, когда винили его в отсутствии “плана”. То
есть той самой “определенности”. Бесконечно чуткий Пушкин уловил это сразу,
возможно, только сразу не осознав как систему: “Софья начертано неясно...
Молчалин не довольно резко подл... Что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10
характеров”.
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой
положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом
чувства. /.../
Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до
приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую - в
“пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет
сшибка, конфликт, обвал...
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой
контрапункт комедии. /.../
Чацкий с самого приезда своего добивается любви Софьи - или
правды о Софье... Продолжает добиваться - с упорством влюбленного и слепотой
влюбленного, - и даже тогда, когда все давно ясно.
Что ж! Его право!..
А Софья столь же упорно защищает свою любовь. И это право
ее!..
Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще
усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли
вместе и знают друг друга. Но равновелики - по способности к борьбе и по силе
переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт - Чацкого “со
всем обществом”, с фамусовским кругом - возникнет лишь на почве личного.
Вырастет из него... И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало
другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный,
сугубо интимный - общественным.
Это и есть драматургия Грибоедова. /.../
Софья - главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За
ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и - главная цена,
которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”.
/.../
Софья - прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой
Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в
развалинах, когда он потребует карету и уедет, - это тоже она!
Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии.
Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и
Чехова.