Проблема выражения авторской позиции в
комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
Автор не выражает своей позиции в
комедии собственными прямыми словами к читателям, но уже из простого пересказа
сюжета становится понятной основная идея.
Из этого следует, что проблема
выражения является трудностью изображения идеи комедии во взаимоотношениях
персонажей, в их образах, в сюжете.
Часто комедию "Горе от ума"
хотят представить как социально-политическую, так как она появилась в 1824
году, а в 1825 году произошло восстание декабристов. Но игроки в казино
проигрывают тоже часто.
И вообще, если сам Грибоедов якобы был
причастен к тайной организации декабристов, то зачем ему стараться издать свое
произведение, поставить в театре?
Взгляд автора сконцентрирован на личную
жизнь персонажей, на события их жизни. Именно само общество, а не
социально-политический вопрос, рассматривается в произведении.
Персонажи занимают очень разные
положения в обществе того времени: управляющий, его дочь, служанка, секретарь,
полковник, князь и княгиня, граф и графиня, старуха свояченица Фамусова и
другие. Они являются типичным московским обществом 1824 года. Чацкий же
провинциал, которому интересно побывать в Москве. Кстати, когда сравнивают
самого Грибоедова с Чацким, то надо вспомнить, что
автор шесть лет учился в Московском университете.
Все характеры действующих в комедии
лиц являются похожими друг на друга в одном психологическом свойстве. Они
думают своим умом за других людей, но в ряде случаев надо выслушать то, что
думает другой человек. Грибоедов указывает это в названии "Горе от
ума", в именах героев ( например, Софья ).
Персонажи в комедии думают только своим умом и поэтому
осуждают других.
Служанка Лиза говорит о Фамусове:
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Это справедливо только тогда,
когда барин во всем ошибается. Но Фамусов говорит о Лизе:
Скромна, а
ничего кроме
Проказ и ветру на уме.
И еще:
Чего будить? Сама часы заводишь,
На весь квартал симфонию гремишь.
Барин упрекает манеры
поведения служанки в ответ на ее упреки.
Конфликт происходит в семье Фамусова,
в отношениях слуг и семьи, в отношениях Чацкого и семьи.
И полковник Скалозуб ведет себя также:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие
каналы...
И перед этим:
Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.
Это говорит о том, что он
ограничил себя рамками своего понимания, но при этом ему трудно объяснить,
почему существуют другие каналы. Для полковника это объект его личных
размышлений.
Автор переводит тему сюжета к
конфликту героев с окружающим обществом. Лиза роняет с испугу свечку, секретарь
Молчалин убегает в свою комнату. Фамусов считает себя обманутым всеми. Чацкий
считает себя оскорбленным и уезжает из Москвы. От своего высокомерия все
перессорились друг с другом.
Проблема выражения авторской позиции -
это построение действия лиц и событий, в соответствии с их общим
психологическим свойством, таким образом чтобы в конце
комедии они пришли к конфликту друг с другом.
И для усиления эффекта автор завершает
комедию до того, как герои осознают свою ошибку.
Речь Фамусова завершает комедию:
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Надо обратить внимание, что у
Фамусова отсутствует явно выраженное желание спросить ее
что она думает, но ему интересно что она всем скажет.
Авторская позиция в комедии выражена
ясно - это этическая проблема.