Быт и нравы
барской Москвы
А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь
(1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского
народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов
восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и
вое-питанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был
офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов
своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и
живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине
вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и
варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.
Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в
комедии "Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается против
самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого
Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество,
защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и
человеческие отношения.
Чацкий - молодой, культурный, высокообразованный человек,
недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой
семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге,
был "с министром знаком", но бросил службу, не желая прислуживаться.
Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то
время было еще немного. В комедии "Горе от ума" Чацкий показан во
враждебном окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и
Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и
подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный
облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В
комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество.
Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна,
Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги.
Поэтому "Горе от ума" дает широчайшую картину жизни русских людей
начала XIX века.
Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и
высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов - богатый
крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный
представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с
ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами,
зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого
возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство. "Ах!
Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара", - говорит Фамусов.
А далее он добавляет:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохонъкий, да если наберется
Душ тысяч две родовых,
Тот и жених.
К себе на службу Фамусов берет только родных и близких.
Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на
старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий
возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, что
нужно служить "делу, а не лицам". Чацкий уважает таких молодых людей,
которые "не торопятся записаться в полки шутов". Ярким примером
такого "шута" является подхалим Молчалин, который в комедии показан
низким и пошлым, привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще
отец учил его угождать всем:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!
Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие
человека, стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь в
средствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую
любит "по должности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины
блаженствуют на свете!". Его возмущает их поведение. Он выступает против
тех, кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает:
"подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах
- я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих
ремесла есть тьма искусников, я не из их числа." Грибоедов смело выступает
против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом,
полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба
интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о
том, что его
товарищи погибли:
Довольно счастлив и в товарищах моих -
Вакансии как раз открыты!
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера
аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и
мазурки", - так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и
науки. "Ученостью меня не. обморочишь", - говорит он, приветствуя
проект, по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги
сохранят так: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступает
против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит
просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче
пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений", - говорит
Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:
И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев...
Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб,
Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением
действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и
прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов,
богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.
Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным.
Чацкий осуждает это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его
возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя
как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от
чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за
немцев!
Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу.
Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как
искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку.
Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного,
сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило
ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли
получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она,
вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете.
Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног", -
говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце
произносит:
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского
общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила,
"она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя
свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний"). Софье, по
заключению Гончарова, "тяжелее даже Чацкого".
Главный герой комедии противостоит обществу невежд и
крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников,
плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто?" он
сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ
превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных,
спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзые три
собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и
культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и
отсталого. Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий
хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах,
разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума",
направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и
решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит национальную
культуру, часто использует простонародные выражения.
Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и
вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени,
наоборот, горячо приветствовали появление комедии "Горе от ума". В.
Г. Белинский писал: "Какая убийственная сила сарказма, какая едкость
иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства... Какие
типические характеры; какой язык, какой стих - энергический, сжатый,
молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в
поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам
земли русской!"
Комедия "Горе от ума" и сейчас имеет большое
значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и
негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое и
благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая
сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.