Образы
героев комедии “Горе от ума”
Успех “Горя от ума”, появившегося накануне восстания
декабристов, был чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству конца
нет”, - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви
и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди
двадцатых годов.
По словам Пушкина, комедии “произвела неописанное действие
и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами”. В мировой
литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от
ума”, в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом
современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии,
воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой
литературы, которая ставила своей главной задачей разработку “собственных
богатств” (то есть материала национальной истории и современной русской жизни)
- и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу “Горя
от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного,
благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой
реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив,
исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей,
вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя интересами
этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко
и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление
общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий,
двух жизненные укладов, двух поколений.
После Отечественной войны, в годы формирования и подъема
общественно-политического и общекультурного движения дворянских
революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося -
со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в
форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями
"свободной жизни” и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных
порядков, какое изображено в “Горе от ума”. Сам Грибоедов в широко известном,
постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью
раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу
“Горя от ума”: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего
человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим,
его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше
прочих”.
И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо,
все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским
обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер
политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном,
карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и
общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет
гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок:
"Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает
странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей
заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но
все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит
подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об
нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего
недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для
которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и
всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о
том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая
широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы
раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества
своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей,
враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения
героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему
перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века
нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания
комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в “Горе
от ума” множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры,
которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное
значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом
крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и
русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об
общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о
новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и
познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти
вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей
гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло и
неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного
впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере
реакционеров.
Комедия с могучей сатирической силой разоблачала
"нравы” крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них
маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской
разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском
выполнил эту дачу. Он запечатлел в “Горе от ума” целую галерею человеческих
портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный
отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и
своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.
Здесь, в этом обществе, действовали “знатные негодяи” и
мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и “зловещие старухи”, ханжи и
доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к
“свободной жизни”, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению
независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли
крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и
почести, "разливались в пирах и в мотовстве”, а ученье считала “чумой”,
зловредным и огнеопасным изобретением “окаянных вольтерьянцев”. Люди этого
жестокого мира жили по заветам и преданьям “минувшего века” - “века покорности
и страха”. “Мораль” их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении
и унижении слабых.