"Горе
от ума" - политическая комедия
Но в них не видно перемен; Все в них на старый образец.
И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более
существенном: Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп.
Напрасно героиня романа "вслушаться желает в беседы, в общий
разговор": Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Не
вспыхнет мысли в целы сутки... Не дрогнет сердце хоть для шутки. Пушкин как бы
довершил грибоедовскую сатиру на "московское барство". Его
"отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными
взглядами" — явление нарицательное. "Шум, хохот, беготня, поклоны,
галоп, мазурка, вальс..." — вот она, жизнь московского
"общества". Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают
карьеру, выдают замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции старого, чуть
ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не
спешащая вторая столица, деревенская родственница столицы первой — Петербурга.
Стоят на московских бульварах два памятника двум
Александрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что
написали бы о сегодняшней Москве наши великие поэты? Комедия "Горе от
ума" — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В
тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.
Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспринимает
произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не
является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом
слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие "прошедшего житья
подлейшие черты", заглушают комедийное звучание произведения. При
написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие
любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения
Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
"Горе от ума" — политическая комедия, потому что
в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о
государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о
рабском подражании всему иностранному. Реализм "Горя от ума"
выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи —
характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Персонажи "Горя от
ума" не карикатуры, а точные подобия живых людей. Грибоедов с горькой
иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение
народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба,
бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и
здравомыслия Чацкого. Более всего характеризует то общество, которое
противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем
"фамусовским".
Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с
характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно
высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.
Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю,
где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова —
тот, кто сделал вы-годную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами
это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого,
устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он
боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В
Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что
Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность
власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал
Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и
потому оно особенно пугает.
Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб
отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство,
презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист,
который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан
на военных потерях в армии: "Иные, смотришь, перебиты". Автор
высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры,
противника свободы и просвещения. Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова.
"Молодые" либеральные идеи дают возможность этой части дворянства
"пошуметь" в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С
исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня,
шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение. По всем качествам
характера
Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю
он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет
собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего
успеха в фамусовском мире. Фамусовское общество представлено в комедии широко и
многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные,
эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая,
властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник
всех Фамусовых и хлестовых. "Лгунишка он, картежник, вор... /Я от него
было и двери на запор; /Да мастер услужить..." — говорит о нем Хлестова.
Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи
кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным устоям
фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость
и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость
крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть
вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро
и истину.
Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной
интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это
даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и
в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года. Чацкий — это
прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи. Комедия "Горе от
ума" произвела большое впечатление на современников и не менее сильно
воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В.
Гоголь и Ф. М, Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские
писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ
Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить
другие, и он всегда будет "начинать новый век".