Чацкий —
образ "нового человека"
Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и
весь ум.
И. А. Гончаров
Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" сыграла
выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания
нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и
произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества
передовых идей и подлинной культуры. Мы, как и наши отцы и деды, восхищаемся
художественным совершенством "Горя от ума", блеском языка,
поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов
Грибоедова.
В комедии показана борьба нового со старым, которая
разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и
литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, Грибоедов показал ее в своей комедии с
точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к
декабристам. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал
"нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего
бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры,
воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие
отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин.
Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме
Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый
человек, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза: Да-с, так сказать,
речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так
чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! В "Горе от
ума" все гости Фамусова рабски копируют обычаи, повадки и наряды французских
модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все
они изъясняются на "смеси французского с нижегородским" и немеют от
восторга при виде любого заезжего "французика из Бордо". Устами
Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие
перед чужим и презрение к своему:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Чацкий пламенно любит родину, но не государство царей,
помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими силами, заветными
преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась
горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному,
политическому, духовному. Дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и
богатство, а Чацкий — искренний, остроумный, он посмеивается над Фамусовым,
остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение:
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Фамусов пытается поучать Чацкого:
"Именьем, брат, не управляй оплошно.
А главное — подит-ка послужи".
Чацкий презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
Он считает, что нужно служить "делу, а не лицам".
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать,
жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя
"искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов
объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софье.
Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к
фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего
ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье
будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя
ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только
"мильон терзаний". Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль
уедет!
А. А. Чацкий серьезно готовится к общественной
деятельности. "Он славно пишет, переводит", — говорит о нем Фамусов и
все твердит о его высоком уме. Он путешествовал, учился, читал, принимался, как
видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться,
почему: "Служить бы рад, — прислуживаться тошно".
Одно из главных отличительных свойств Чацкого — полнота
чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и
ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он
пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой
воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в
себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и
уязвимым.
Чацкий — единственный зримо действующий положительный герой
в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким.
Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто
соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни.
У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря
внесценическим персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо
не заняты в действии). Это, например, профессора Педагогического института,
которые, по словам княгини Тугоуховской, "упражняются в расколах и
безверье", это "безумные люди", склонные к ученью, это племянник
княгини князь Федор, "химик и ботаник". Чацкий в комедии представляет
молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть.
А. И. Герцен писал о Чацком: "Образ Чацкого,
печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования,
преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования
Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это — декабрист, это
человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней
мере на горизонте, обетованную землю..." Комедия Грибоедова до сих пор
овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в настоящее и будущее, и
отметающей со своего пути все старое, отжившее.