Фамусов и
Чацкий
В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию
""Горе от ума"", которая оказала огромное влияние на
дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную
проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком
минувшим".
Одним из самых ярких представителей "века
минувшего" является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит
действие всей комедии. Фамусов - старый московский барин, заслуживший общее
расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он
является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным
крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу
книг: "Забрать все книги бы да сжечь". Своих слуг он не считает за
людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их
ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.
Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее
всего - это то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"
Фамусов заполняет свою неделю посещениями "нужных" людей: приемами,
обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего,
является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью
"расшаркиваний" перед императрицей и жертв собственным достоинством.
"Как тот и славился, чья чаще гнулась шея", - говорит об этом Чацкий.
Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится
он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее
выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай
удара! Кто беден, тот тебе не пара". Далее он добавляет: "Вот,
например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький,
да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених".
Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для
него - возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять
гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально,
бюрократически ("подписано, так с плеч долой"). Кстати, о делах
Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб
множество не накоплялось их". Это и служит доказательством формального
отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит
людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.
Одним из главных действующих лиц пьесы также является
Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами,
то есть один - полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими
друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал
Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью,
его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным
и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края
и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но
прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.
Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он
распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр
Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела.
Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма
резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй
оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и
высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова "помолчать" игнорировал.
В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим,
что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт "отцов"
и "детей", а "века минувшего" и "века нынешнего".
Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.