Значение
комедии "Горе от ума"
Не являясь профессиональным писателем, А С Грибоедов
остался в истории нашей культуры автором одного гениального произведения,
оказавшего огромное влияние на всю русскую литературу.
"Горе от ума" (1824 год) появилась в счастливый
момент - за несколько месяцев до выступления декабри-стов. В комедии драматург
реалистически убедительно показал накаленную обстановку в дворянском обществе,
изобразив основной конфликт своего времени - столкновение консервативных дворян
с новыми силами в лице Чацкого. По богатству содержания и художественному
оформлению "Горе от ума" явилось комедией исключительной, для того
времени небывалой в русской и европейской литературе. Ее значение необычайно
велико.
Безусловно, пьеса очень важна в познавательном отношении. В
комедии представлена широкая картина жизни московских дворян после
Отечественной войны 1812-го года. В своей пьесе А.С.Грибоедов показал, какие
вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время
(10-20ые годы XIX-го века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают
свою точку зрения по вопросам об отношении к крепостному праву, о службе, о
просвещении, о дворянском воспитании, о праве "свое суждение иметь"
или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных, о парламенте, о
пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом другом.
Косные дворяне испытывают тревогу за свое благополучие,
обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству. В богатой галерее образов
мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков,
тупоумных офицеров-солдафонов, передовых людей, близких декабристам по
взглядам. В качестве материала для своей комедии драматург взял подлинную жизнь
московских дворян и показал ее реалистически, изобразив конфликт декабристски
настроенного Чацкого с защитниками "века минувшего". А С Грибоедов
показал в пьесе "процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды
и борьбу с нею". Он сумел увидеть нового передового героя в самой жизни.
Не зря многие считали, что прототипом Чацкого был выдающийся современник автора
П. Я. Чаадаев.
И все же образ Чацкого - это собирательный образ эпохи
декабристов, своеобразный "герой времени". Александр Андреевич Чацкий
- новый тип личности героя. Это первый в русской литературе образ
дворянина-интеллигента, "выламывающегося" из своей сословной среды
(как и сам А С Грибоедов), образ "мыслящего друга человечества…".
А.И. Герцен писал: "Чацкий - это декабрист". И герой во многом близок
декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни,
но и пропагандирует новую идеологию, дух свободомыслия ("Он вольность
хочет проповедать", - так говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов),
честное служение "делу, а не лицам" ("Служить бы рад,
прислуживаться тошно"). Чацкий в комедии - второе "я"
Грибоедова, в его уста автор вложил свои мысли и представления о жизни. Так
драматург дал возможность своему герою выразить самую актуальную в то время -
вольнолюбивую тенденцию русского общества ("слово" Чацкого есть его
"дело").
Пьеса А.С.Грибоедова имеет непреходящее историческое
значение. Автор на современном ему материале изобразил не только героя своего
времени, но и социальный конфликт "старых" сил и "новых", в
чем проявился "конкретный историзм" драматурга. Он
"перенес" в комедию характерные черты общественных и бытовых явлений
того времени. С образом главного героя, Чацкого, связан исторический оптимизм
пьесы. Да, на сцене Чацкий одинок, но у него есть друзья-единомышленники
("В друзьях особенно счастлив"), есть последователи (двоюродный брат
Скалозуба, который "службу вдруг оставил, в деревне книги стал
читать", племянник княгини Тугоуховской, князь Федор).
Многие декабристы предвидели свою гибель, но "прочно стояли
на позиции исторического оптимизма", видя свой долг в том, чтобы
"выступлением разбудить целое поколение". Новое всегда побеждает,
поэтому Чацкий "неизбежен при каждой смене одного века другим". Сама
ситуация борьбы Чацкого с косностью, столкновения с барской Москвой типична и
вечна, как мир. В этом и заключается бессмертие "Горе от ума".
Комедию А.С. Грибоедова отличает драматургическое и
художественное мастерство. Так, автор создал великолепную галерею образов, в
которой все персонажи написаны ярко, впечатляюще. Драматург сумел избежать
схематизма в изображении героев, великолепно передал сложность психологии
персонажей, внутреннюю логику их чувств. Как гениальный реалист, А С Грибоедов
показал человека в одно и то же время как индивидуальную личность и как лицо
типичное, поэтому его герои представляют типические обобщения огромной силы.
Создавая своих героев, автор решал важную для драматурга задачу языковой
характеристики персонажей.
В комедии каждый говорит свойственным ему живым,
разговорным русским языком. Как и предсказывал АСП, многие стихи комедии вошли
в нашу речь. Кроме того, глубокий смысл комедии состоит в том, что в пьесе
показано, как в условиях крепостничества, деспотизма обречены на гонения всякая
независимая мысль, искренние чувства. Так, личная драма Чацкого разрастается в
общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи. Не зря
А. Бестужев пророчил: "Будущее оценит сию комедию и поставит ее в число
первых творений…"