Проблема выражения авторской позиции в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

       

        Автор не выражает своей позиции в комедии собственными прямыми словами к читателям, но уже из простого пересказа сюжета становится понятной основная идея.

        Из этого следует, что проблема выражения является трудностью изображения идеи комедии во взаимоотношениях персонажей, в их образах, в сюжете.

        Часто комедию "Горе от ума" хотят представить как социально-политическую, так как она появилась в 1824 году, а в 1825 году произошло восстание декабристов. Но игроки в казино проигрывают тоже часто.

        И вообще, если сам Грибоедов якобы был причастен к тайной организации декабристов, то зачем ему стараться издать свое произведение, поставить в театре?

        Взгляд автора сконцентрирован на личную жизнь персонажей, на события их жизни. Именно само общество, а не социально-политический вопрос, рассматривается в произведении.

        Персонажи занимают очень разные положения в обществе того времени: управляющий, его дочь, служанка, секретарь, полковник, князь и княгиня, граф и графиня, старуха свояченица Фамусова и другие. Они являются типичным московским обществом 1824 года. Чацкий же провинциал, которому интересно побывать в Москве. Кстати, когда сравнивают самого Грибоедова с Чацким, то надо вспомнить, что автор шесть лет учился в Московском университете.

         Все характеры действующих в комедии лиц являются похожими друг на друга в одном психологическом свойстве. Они думают своим умом за других людей, но в ряде случаев надо выслушать то, что думает другой человек. Грибоедов указывает это в названии "Горе от ума", в именах героев ( например, Софья ). Персонажи в комедии думают только своим умом и поэтому осуждают других.

         Служанка Лиза говорит о Фамусове:

      Минуй нас пуще всех печалей

      И барский гнев, и барская любовь.

Это справедливо только тогда, когда барин во всем ошибается. Но Фамусов говорит о Лизе:

      Скромна, а ничего кроме

      Проказ и ветру на уме.

         И еще:

      Чего будить? Сама часы заводишь,

      На весь квартал симфонию гремишь.

Барин упрекает манеры поведения служанки в ответ на ее упреки.

         Конфликт происходит в семье Фамусова, в отношениях слуг и семьи, в отношениях Чацкого и семьи.

         И полковник Скалозуб ведет себя также:

      Я с восемьсот девятого служу;

      Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...

И перед этим:

      Не жалуюсь, не обходили,

      Однако за полком два года поводили.

Это говорит о том, что он ограничил себя рамками своего понимания, но при этом ему трудно объяснить, почему существуют другие каналы. Для полковника это объект его личных размышлений.

         Автор переводит тему сюжета к конфликту героев с окружающим обществом. Лиза роняет с испугу свечку, секретарь Молчалин убегает в свою комнату. Фамусов считает себя обманутым всеми. Чацкий считает себя оскорбленным и уезжает из Москвы. От своего высокомерия все перессорились друг с другом.

         Проблема выражения авторской позиции - это построение действия лиц и событий, в соответствии с их общим психологическим свойством, таким образом чтобы в конце комедии они пришли к конфликту друг с другом.

         И для усиления эффекта автор завершает комедию до того, как герои осознают свою ошибку.

         Речь Фамусова завершает комедию:

      Ах! боже мой! что станет говорить

      Княгиня Марья Алексевна!

Надо обратить внимание, что у Фамусова отсутствует явно выраженное желание спросить ее что она думает, но ему интересно что она всем скажет.

         Авторская позиция в комедии выражена ясно - это этическая проблема.

 

Hosted by uCoz