№4 Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня

МОУСОШ №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Жанровое своеобразие произведения Грибоедова А.С. «Горе от ума».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил: Седых Д.А.

Проверила: Дмитриева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Калач-на-Дону 2005 г.

 

 

 

 

 

План:

 

 

I. Введение.

II. Основная часть:

1.     Грибоедов – один из образованнейших людей своего времени, создатель бессмертной комедии «Горе от ума».

2.     Развитие в комедии традиций комедийного жанра.

3.     «Горе от ума» – это самая злая сатира на общество.

1.     Монологи Чацкого и Фамусова – это конфликт века минувшего и века нынешнего.

2.    Решение проблемы положительного героя, трагедия личности Чацкого.

III. Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Перед тем как приступить к выполнению работы, я ставил перед собой цель поглубже познакомиться с содержанием комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума». Основной целью было сделать анализ жанрового своеобразия произведения и отразить влияние этой комедии на развитие жанра в Русской литературе XIX века.

Комедия А.С.  Грибоедова – это новаторское и оригинальное произведение. После первого знакомства с текстом мне показалось, что я где-то уже слышал такие выражения: “Свежо предание, а верится с трудом;  Служить бы рад прислуживаться тошно; Блажен кто верует, тепло ему на свете; Дома новы, а предрассудки стары; Чтобы иметь детей, кому ума не доставало”.

Чем больше я знакомился с содержанием текста и критическими статьями В.Г. Белинского, И.А. Гончарова, В. Орлова, я понял, что комедия эта бессмертна. Она всегда будет современна, сколько бы поколений не сменилось. При жизни Грибоедова пьеса не была напечатана, но передовые люди российского общества зачитывались ею, знали её наизусть. Я думаю, поэтому многие фразы из комедии стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.

Разговорный стих, сатиры, эпиграммы никогда не умрут, как не умрёт “рассыпанный в них острый и едкий живой русский ум”. Впервые в русской драматургии с необычайной полнотой воплотилось богатство русского языка: образность, смелость, гибкость и музыкальность. Именно поэтому текст хорошо запоминается.

Комедия была актуальной и злободневной и в год её написания, такой же она остаётся и в наши дни. Такие пороки общества как невежества, чинопочитание, угодничество перед вышестоящими, преклонение перед иностранным обличает положительный герой Чацкий. Этот герой мне особенно близок. Он остроумен, образован, правдив, смел и честен.

Кроме новаторства в содержании комедии автор вносит определённые новшества в построение пьесы. “Горе от ума” сочетает в себе черты романтизма, классицизма и реализма. Комедия построена на смешении комических и трагических элементов.

От первого появления Чацкого на сцене и до последних его слов:  “Карету, мне, карету!” –  это, по моему мнению, умная, изящная и страстная комедия.

 

Основная часть:

№1.  А.С. Грибоедов вошёл в литературу в 1815-1817 годы. В истории России это были знаменательные годы. Победа русского народа в отечественной войне 1812 года показала всему миру его могучую силу и волю к свободе и независимости.

Поднявшаяся на вершину славы, освободившая Европу от тирании Наполеона, Россия осталась страной, где господствовали деспотизм и произвол. Крепостное право сковывало творческие силы русского народа, препятствовало дальнейшему экономическому и культурному развитию России.

Лучшие люди страны, проникнутые благородны чувством тревоги за судьбу Родины и русского народа, вступила на путь революционной борьбы. В России образовалась целая сеть тайных обществ, из которых вышли бедующие декабристы.

А.С. Грибоедов был участником и современником двух великих исторических

Событий в России – отечественная война 1812 года и революционного движения декабристов, которые сыграли огромную роль в его идейно-творческом развитии.

 

№2.  Гениальный художник, один из лучших основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведений русской драматургии – бессмертный комедии «Горе от ума», А.С. Грибоедов близок к нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние национальной русской культуры.

Комедия «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Сою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и в наше время. Я, как и моя семья, восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, поразительно ярким изображением быта и нравов. Всей совокупностью своих тем, идей и образом комедии была направлена против мракобесья, умственного застоя духовного ничтожества косного и своекорыстного общества, против фамусовского мира, где действуют “знатные негодяи” подхалимы, мошенники и плуты, доносчики и “зловещие старухи”, глашатаем которых выступает Чацкий. С громадным темпераментом Грибоедов сорвал маску внешнего благолепия с отвратительного истинного облика этого пошлого мира, где меняли людей на собак, грабительством добывали почести и богатство, “разливались в пирах и мотовстве”, а ученье считали “чумой”.

Пушкин, прочитав «Горе от ума», написал А.А. Бестужеву: “В комедии «Горе от ума» кто умное действующие лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведшие несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями

(Грибоедова), острыми и сатирическими замечаниями”. Действительно, в комедии Грибоедова есть незримое и в тоже время главное действующее лицо – сам автор.

Поэтому, для того чтобы шире раскрыть исторический смысл комедии «Горе от ума», нужно рассматривать её как в связи с личностью и характером Грибоедова, так и в свете русской действительности начала XIX века, в условиях которой сложилось общественное и художественное мировоззрение писателя.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 января 1794 году в Москве в старинной и обеспеченной дворянской семье. Отец его, отставной секундант-майор, он умер в 1815 году. Домом управляла мать Грибоедова – Наталья Фёдоровна, женщина крайне властная и резкая в обхождении. Она крепко любила сына, и сын платил ей такой же любовью; однако её тяжёлый характер нередко порождал между ними споры. Со слов сестры Грибоедова известно, что Наталья Фёдоровна “никогда не понимала глубокого, сосредоточенного характера Александра и всегда желала для него блеска и внешности”. Сам Грибоедов в 1818 году с огорчением писал приятелю: “За ужином матушка с презрением говорила о моих стихотворных занятиях”.

Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание и очень рано проявил замечательные способности. В возрасте семи-восьми лет он был зачислен в Московский университет пансион – одно из лучших в ту пору средних учебных заведений. В пансионе Грибоедов учился около трёх лет и в январе 1806 года поступил в Московский университет на словесное отделение филологического факультета. В начале XIX века среди слушателей университета часто встречались молодые люди, подростки, но одиннадцатилетний студент Грибоедов даже в те времена был редким исключением. Известно, что Грибоедов “учился страстно”. Летом 1808 года он уже получил степень кандидата словесных наук, но не оставил университета, перешёл на этико-политическое отделение, которое и окончил в два года со степенью кандидата прав. Он в совершенстве овладел основными иностранными языками, знал древние языки, много читал по самым различным вопросам. За шесть с половиной лет он прошёл курс трёх факультетов и в 1812 году готовился к экзаменам на получение учёной степени доктора наук.

В 1814 году он впервые выступил в печати с небольшими статьями. Одна из них была посвящена описанию офицерского праздника; в другой рассказывалось о формировании кавалерийских резервов для действующей армии. Тогда же Грибоедов начал писать для театра. По совету А.А. Шаховского он перевёл с французского одну весёлую комедию в стихах. Впрочем, он не переводил, сколько переделывал французский текст. Переработанная комедия получила название “Молодые супруги”, в сентябре 1815 года была представлена на петербургской сцене.

В 1816-1817 годах в Петербурге образовался литературно-театральный кружок, душой и сердцем которого был Грибоедов. Участники этого кружка выдвигали на первый план задачу создания народного, самобытного национального искусства, насыщенного богатыми общественно-значимым идейным содержанием. Они боролись за освобождение русской литературы от западноевропейских влияний, за утверждение самобытного строя, за верность изображения действительности. Литературу, искусство вообще они рассматривали как могущественное средство общественно-политического и нравственного воспитания в духе передовых идей века.

В конце 1817 года произошло событие, сыгравшее в жизни Грибоедова немаловажную роль. Из за балерины А.И. Истомины между приятелями Грибоедова – Шереметьевом и Завадовским разгорелась ссора. Грибоедов вмешался в ссору, взяв сторону Завадовского. Взбешённый Шереметев вызвал на дуэль Завадовского, а его приятель Якубович вызвал Грибоедова, как участника “интриги”. Дуэль состоялась 12 ноября 1817 года. Шереметев был смертельно ранен и на другой день скончался. Дуэль между Грибоедовым и Якубовичем не состоялась, так как его арестовали и выслали на Кавказ. Этот поединок произвёл на Грибоедова очень тяжёлое впечатление.

 

№3  Появление пьесы Грибоедова «Горе от ума» стало одним из главных событий литературной жизни 1824-1825 годов. Грибоедов назвал свою пьесу комедией, потому что в основе её лежит, по взгляду автора, комедийный конфликт. В произведениях этого жанра всегда было принято изображать и высмеивать отрицательные черты и пороки общества. Такую задачу поставил перед собой создатель первый первой русской комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Традиции Фонвизина были продолжены и развиты Грибоедовым. О своеобразии комедии писали многие критики. Например, В.Г. Белинский сказал так: “Горе от ума – это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпываемый отзыв о комедии – это критический этюд И.А. Гончарова «Миллион терзаний»: “Комедия «Горе от ума» есть и критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем комедия”. Да, в этой комедии необычно всё. Жанровые особенности этого произведения не многократна, как и вся пьеса. На первый взгляд, это бытовая комедия, так как всё действия происходит в доме Фамусова и в него вовлечены все, кто живёт в нём, а читатель узнаёт о мельчайших подробностях жизни в этом дворянском особняке. Кажется, что Грибоедов не выходит за рамки описания быта этих людей, но мы видим отношение автора комедии к жизни московского барства.

Это произведение отражает конфликт между поколениями дворян в России начала XIX века, и потому может быть названного комедией политической. Но, изображая всё общество, автор не забывал про личности. Он описывает всех и каждого в отдельности. Мы видим чувства и переживания Софьи, Чацкого, Фамусова и многих других персонажей. Следовательно, комедия носит и психологический характер. В центре произведения – проблема ума, достоинства личности, а значит это ещё и философическая драма.

 

Построена она по правилам классицизма: говорящие фамилии, пространные монологи героев, единство времени и места. Но единство действия не соблюдено. А.С. Грибоедов удивительно точно и метко отражает все проблемы современного ему общества, все его недостатки, показывая типических героев в типических обстоятельствах. А значит комедия Грибоедова – произведение реалистическое с элементами классицизма.

Жанровая неоднозначность, проявлявшаяся уже при создании «Горе от ума» и ярко сказавшаяся в сомой комедии, вызвало многочисленные недоумения и противоречивые оценки. Интрига основана на разного рода недоразумениях, которые разрешаются по ходу действия. Интригу движут звенья случайностей. Сохранены были и традиционные амплуа: Чацкий – незадачливый любовник; Молчалин – удачливый любовник и хитрец; Софья – избалованная сентиментальная девица; Фамусов – отец, которого все обманывают, в то время как он озабочен выгодным браком дочери; Лиза – проницательная, ловкая служанка. Жанровое своеобразие в её трагикомизме. Камнем преткновения стал, собственно говоря, один персонаж, не вмещавшийся не в одно традиционное амплуа – Чацкий. Он герой из другого мира, ему, с его мыслями и чувствами, не место здесь, в этом обществе, среди этих людей. Его пламенные монологи должны были звучать в какой-нибудь трагедии, но не в комедии. Здесь он смешон, смешон своей рассеянной недогадливостью, наивностью, неумением скрывать мысли и чувства, идеалистичностью, неосмотрительностью. Всей своей фигурой он вносит суматоху, беспорядок в мирное течение жизни дома Фамусовых. Он противоречие в том, что чем в более смешные ситуации он не попадает, тем более трагичным становится его положение. Таким образом, мы видим, что в пьесе «Горе от ума» сочетаются четыре различных драматических жанров. Безусловно, главное отличие произведения – комедийная сатирическая направленность. Но благополучного разрешения конфликта здесь нет, в линиях действия, связанных с образом Софьи и Чацкого, можно рассмотреть элементы драмы и трагедии.

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесённую в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры 18 века – сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, всё содержание которого свидетельствовало о его социально-политической направленности.

 

№4 Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей  эпохи – с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей,  враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины  столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную  общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

 

 Отсюда - необыкновенное богатство идейного  содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»  множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали  и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого  негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех  и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту задачу. Он запечатлел  в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи»  и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и  «зловещие старухи», ханжи и доносчики, объединенные,  как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям  «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович,  достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира – сам Фамусов,  воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий  своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову  все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного  «героя» плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой  невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества»,  которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и Кутузовские традиции  (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»).

Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные  персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство  Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать  от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов,  Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель  Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне  примирившийся с Фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца  и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известных». Вся лакейская «философия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

 Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

 Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской  Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного  мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания  «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от ума», по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIX столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы,  писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил  в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

 

 

 

 

№5,6. Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого  - свидетельствовало о  его социально-политической направленности.

 «Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных  позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного   идеала - общественного, политического, морального.  Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный  идеал, исполненный глубокого общественно-политического  смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение  в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.

Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был отразить  в своей исторической картине и другую сторону действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных  сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя. 

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание «Горя от ума», конечно,  не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно  широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи – ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось  движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм,  устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тре­вожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины  блаженствуют на свете". И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий  с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о  вольности, о совести, о чести, о благородстве и его пылкую  речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным,  человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного  героя.

Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме своего опекуна Фамусова, друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью, получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно, самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года ...И вот наш герой снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

         Чацкий  и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина. Она способна на ложь, притворство, сплетни, лишь бы  сделать больно, отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между ними постоянно происходят столкновения.

         В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником «свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к  службе, о месте человека в обществе.

         Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным, их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.

                        

         Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых. Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

         Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев, Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает, издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как к его размышлениям отнесутся окружающие.

         Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.

         Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Представитель «века нынешнего», он не приемлет образ жизни отцов, «век покорности и страха». В разговоре с Фамусовым он ставит под сомнение авторитеты, которым поклоняется всё общество, он говорит о «подлейших чертах прошедшего жития». Чацкий – патриот, он готов служить на благо Отчизн, готов служить «делу, а не лицам», при этом «прислуживаться» ему тошно. Монологи Фамусова «Вот то-то, все мы гордецы…» и монологи Чацкого «Где, укажите нам, отечества отцы…» являются завязкой общественного конфликта, который, постепенно развиваясь, выходит на первый план, а любовная интрига отходит на второй.

         Читая комедию, я все  больше и больше восхищаюсь тем, как выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

             Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, - олицетворение подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести, на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит ему предательский удар, сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю, что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница прекрасного пола и вдруг... такая подлость! Выдумка о сумасшествии Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: по их мнениям сумасшедший - значит «вольнодумец». Все пытаются установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не по летам», но Фамусов твердо уверен:

                                                        Ученье  - вот чума,

                                                           Ученость - вот причина....

         Затем предлагаются  различные меры борьбы с «безумием». Полковник Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

                        Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А школы сохранят так: для больших оказий.

         А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

         Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, - возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем  сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как-то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

         И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и  горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но горничная намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет ничего завидного», что влюблен он в неё « по должности», « который кормит и поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник - Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый», убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё суждение иметь », но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело пожить».

         И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала                случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена, унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может. Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему. Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по  свету, где оскорбленному есть чувству уголок ».

«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных  произведений русской  мировой литературы. Грибоедов  поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить  крепостнический мир, вместе с тем не менее важной  задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем  и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Итак, комедия Грибоедова «Горе от ума» – имеет открытый финал, в котором нет однозначно положительного героя.

Это произведение далеко от классицизма и романизма, хотя в нем есть присущие этим направлениям черты. По словам Гончарова “ комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и, вместе с тем, комедия”. Это первая реалистическая комедия в драматургии, которая внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон не смешения жанров. Можно сказать, что вместе с комедией «Горе от ума» родилась русская драма. Традиции русской драматургии, включая пьесы Гоголя, Островского, Чехова, во многом опираются на эту комедию.

Работая над темой, я познакомился с жизнью и творчеством одного из просвещёнейших людей 19 века – А.С. Грибоедова. Его комедия “Горе от ума” объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап развития русской мировой литература критического реализма.

В небольшом по объёму произведении драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: о крепостном праве, о просвещении и воспитании, о гражданском долге и службе, о культуре. Острый политический характер комедии, её злободневность в сочетании с блестящей художественной формой определили её необыкновенный успех. Пьеса отвечала настроениям декабристов, они использовали её для пропаганды своих идей. Грибоедов писал: “… в моей комедии 25 глупцов на одного здаровомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающем”.

Драматург с большим мастерством не только обличил поместную и бюрократическую знать, но и показал рост прогрессивных настроений в обществе. “Горе от ума” своеобразно и по жанру: социальный конфликт, являясь, безусловно, основным, служит обрамлением любовно-бытовой линии. В произведении сочетаются элемента комедии, драмы и даже трагедии. Комизм в изображении фамусовского общества сочетается с драматизмом личного конфликта главного героя и трагизме противостояния  Александра Чацкого, я в его лице и лучших людей эпохи, с консервативными кругами. Новаторство пьесы заключается в том, что все эти элементы составляют органическое единство. Таким образом, Грибоедову удалось создать новаторское и оригинальное произведение, которое всегда современно, потому что оно о нашей жизни, о законах развития общества, о борьбе нового со старым.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.                Белинский В.Г. «Горе от ума» Полн. собр. соч. т. 3  М. 1953 .

2.                Гончаров И.А. «Миллион терзаний» Собр. соч. т. 8  М. 1952.

3.                «А.С. Грибоедов  в воспоминании современников» М. 1929.

4.                Нечкина М.В.  «А.С. Грибоедов и декабристы» М. 1951.

5.                Попова О.И.  Грибоедов – дипломат М. 1964.

6.                Орлов В.Н. «Грибоедов» М. 1954.

7.                Петров С. «А.С. Грибоедов» М. 1954.

8.                Попова О.И. «Грибоедов – дипломат» М. 1964.

9.                История русской литературы XIX в. Библиограф. указатель М – Л. 1962.

 

 

Hosted by uCoz